Вяйнямейнен
Вяйнямейнен, Вяйнамейне, Вяйнямейни, Вейнемейнен, в карело-финской мифологии культурный герой и демиург, мудрый старец, чародей и шаман. В карело-финских рунах Вяйнямейнен — главный герой, обитатель первичного мирового океана: на его колене, торчащем из воды, птица снесла яйцо, из которого Вяйнямейнен заклинаниями сотворил мир (см. в ст. Финно-угорская мифология). Вяйнямейнен создал скалы, рифы, выкопал рыбные ямы и т. д. Он добыл огонь из чрева огненной рыбы (лосося), изготовив первую сеть для рыбной ловли (в некоторых рунах говорится, что эта рыба поглотила первую искру, которую высек Вяйнямейнен из своего ногтя или при помощи кремня и трута). Культурные деяния Вяйнямейненf — не только трудовой подвиг, но и магическое действо: для окончания строительства первой лодки ему не хватило трёх магических слов (иногда — инструмента). Он выведывает их в загробном мире — Туонеле, или пробудив от мёртвого сна великана Випунена.Вяйнямейнен проникает в утробу Випунена (или тот проглатывает Вяйнямейнена), строит там кузницу, выковывает шест, которым ранит внутренности великана, плавает на лодке по его «жилам» и выбирается из утробы, исполненный мудрости Випунена. Проникая живым в Туонелу, Вяйнямейнен обманывает стражей загробного мира — дочерей Туони — и ускользает с того света, приняв облик змеи. Лодка Вяйнямейнена застревает в хребте огромной щуки, и культурный герой создаёт из хребта струнный музыкальный инструмент — кантеле; его игру и пение слушают зачарованные звери и птицы, хозяйка воды и хозяйка леса. Вяйнямейнен возвращает людям похищенные хозяйкой Севера (Похьёлы) Лоухи солнце и месяц (ср. добывание культурных благ в ином мире в германо-скандинавской мифологии и др.). Сам Вяйнямейнен похищает у жителей Похьёлы источник изобилия — сампо: он усыпляет их с помощью кантеле (иногда — применив «усыпительные иголки» или уговорив солнце светить жарче) и отплывает с сопровождающими его героями (Еукахайнен, Ильмаринен или другие) на лодке. Неосторожный Еукахайнен уговаривает Вяйнямейненf запеть, и его песня будит хозяйку Севера Лоухи, которая начинает преследование; Вяйнямейнен воздвигает на пути её корабля скалу, и тот разбивается, но Лоухи настигает Вяйнямейненf на крыльях, и во время борьбы сампо разбивается (Вяйнямейнен достаётся часть обломков).
Менее отчётливо связан с циклом культурных деяний Вяйнямейнена миф о деве-лососе Велламо: Вяйнямейнен ловит чудесную рыбу и хочет приготовить её на обед, но лосось вырывается и оказывается русалкой Велламо. Она упрекает Вяйнямейнена в неразумности, говоря, что хотела стать его женой, а не быть съеденной; Вяйнямейнен безуспешно пытается снова поймать Велламо (возможно, миф о Велламо восходит к тотемическим мифам о женитьбе героя на хозяйке животных).
Мудрый старец Вяйнямейнен противопоставляется в карело-финской мифологии молодому самоуверенному Еукахайнену: в состязании с ним Вяйнямейнен загоняет соперника в болото и в качестве выкупа получает сестру Еукахайнена. Вяйнямейнен выступает также соперником другого культурного героя — кузнеца Ильмаринена — во время сватовства их в Похьёле: Вяйнямейнен уводит невесту Ильмаринена после брачных испытаний.
Загадочный уход Вяйнямейнена из своей страны также характерен для деяний культурных героев: старец разгневан рождением молодого героя, наречённого царём (Похьёлы или Метцолы), но вынужден уступить место молодому преемнику. Он уплывает прочь в своей лодке.
Ключевые слова: Вяйнямейнен легенды