Мёртвая дорога

Мёртвая дорога

Строительство железной дороги вдоль Северного полярного круга Салехард - Игарка, известной также как "мертвая дорога", можно считать одним из самых грандиозных проектов ГУЛАГа.
22 апреля 1947 Совет Министров в Секретном постановлении за №1255-331-сс принял решение приступить о строительстве крупного морского порта в Обской губе в районе Мыса Каменный и железной дороги от ст. Чум (южнее Воркуты) до порта. Необходимость строительства железной дороги была вызвана двумя причинами: экономической - освоение северных территории, богатых полезными ископаемыми и военно-стратегической - защита Арктического побережья. Идея строительства принадлежит самому Сталину: "Надо браться за Север, с Севера Сибирь ничем не прикрыта, а политическая ситуация очень опасная". Строительство было поручено вести Главному управлению лагерного железнодорожного строительства (ГУЛЖДС), входившего в систему ГУЛАГа. Основной рабочей силой были заключенные и ссыльные. Вольнонаемные составляли незначительное число и занимали в основном руководящие должности.

Мёртвая дорога


К концу 1948 г. была построена ветка Чум - Лабытнанги (поселок в устье Оби) протяженностью 196 км. К этому же времени выяснилось, что в районе мыса Каменного сооружение морского порта невозможно из-за гидрогеологических особенностей. Однако от идеи создания заполярного порта на трассе Севморпути не отказались. Было предложено перенести порт в район Игарки (север Красноярского края), для чего требовалось продолжить линию Чум - Лабытнанги на восток. Были созданы два управления строительства: №501 с центром в Салехарде и №503 в Игарке (управления имели номера, поскольку строительство было засекреченным). Строительство железной дороги велось навстречу друг другу.

Мёртвая дорога

По архивным источникам приблизительное количество заключенных на всей трассе Салехард - Игарка колeбaлось от 80 до 100 тысяч. Несмотря на суровые природные условия: морозы под 50 градусов, болота, бездорожье, гнус, дорога возводилась быстрыми темпами. К началу 1953 г. было построено около 800 км из запроектированных 1482 км. На западном отрезке полностью была построена ветка Чум - Салехард. От Салехарда до Надыма было открыто рабочее движение. На центральном участке - от р.Большая Хетта до р.Пур было уложено 150 км земляного полотна. На восточном участке - от Ермаково до Янова Стана на р.Турухан - было открыто рабочее движение. На реках Обь и Енисей действовала паромно-ледовая переправа. Оставался недостроенным центральный участок стройки - между Пуром и Тазом. В 1953 г. вскоре после смерти Сталина, правительством было принято решение о консервации стройки и последующей ее ликвидации.

Мёртвая дорога

В отличие от других "великих строек коммунизма" Северная железная дорога оказалось мертвой дорогой. На строительство было затрачено несколько миллиардов рублей. На ее ликвидацию только в 1953 г. было потрачено 78 млн. р. (по ценам того времени). Но огромное количество материальных ценностей так и не удалось вывезти (из-за удаленности от населенных пунктов и отсутствия транспорта). Многое из оборудования, мебели, одежды уничтожалось на глазах жителей ж.-д.поселков. Остались брошенные паровозы, опустевшие бараки, километры колючей проволоки и тысячи погибших заключенных-строителей, цена жизни которых не поддается никакой бухгалтерии.
Мёртвая дорога

Сейчас ж.д. трасса Салехард - Игарка подобна зоне из кинофильма А.Тарковского "Сталкер": вечная мерзлота искорежила рельсы, вздыбила мосты, размыла насыпи, разрушила бараки, опрокинула паровозы.

Мёртвая дорога


Новость отредактировал Девятихвостый Лис - 23-12-2012, 17:25
23-12-2012, 17:25 by Master of fearПросмотров: 14 944Комментарии: 40
+51

Ключевые слова: Мертвая дорога сталкер

Другие, подобные истории:

Комментарии

#31 написал: lor4ik
2 апреля 2013 23:17
0
Группа: Посетители
Репутация: (6|0)
Публикаций: 0
Комментариев: 7 596
Класс, мне понравилось +
           
#32 написал: Tane4ka
13 мая 2013 14:38
0
Группа: Посетители
Репутация: (0|0)
Публикаций: 26
Комментариев: 1 595
++++++++++++++++++++++++++++++
    
#33 написал: iwashenko147852
4 июля 2013 12:07
0
Группа: Посетители
Репутация: (0|0)
Публикаций: 5
Комментариев: 87
плюс за фото =3
#34 написал: ^_^Trendy^_^
16 августа 2013 19:44
0
Группа: Посетители
Репутация: (0|0)
Публикаций: 0
Комментариев: 741
Мне не очень..-------------
  
#35 написал: Lemur
30 октября 2013 10:24
0
Группа: Посетители
Репутация: (4|-1)
Публикаций: 107
Комментариев: 2 582
Лень было текст читать, но все равно поскольку я люблю фото про все заброшенное +
         
#36 написал: moriposa
1 ноября 2013 15:20
0
Группа: Посетители
Репутация: (0|0)
Публикаций: 31
Комментариев: 307
я даже и не знала,что в России такое есть)))))+++
  
#37 написал: PItoN_789
28 декабря 2015 14:54
0
Группа: Посетители
Репутация: (2|0)
Публикаций: 8
Комментариев: 78
хотел бы посетить такой объект love Автору +
#38 написал: Winnie-the-Pooh
24 февраля 2016 23:50
+1
Группа: Активные Пользователи
Репутация: (2867|-1)
Публикаций: 34
Комментариев: 9 572
Очень люблю такого рода публикации: мистики никакой, только история, но за то какая история!!! Плюс!
               
#39 написал: mi2017
15 мая 2017 23:29
0
Группа: Посетители
Репутация: (18|0)
Публикаций: 0
Комментариев: 68
Цитата: Winnie-the-Pooh
Очень люблю такого рода публикации: мистики никакой, только история, но за то какая история!!! Плюс!

Это только кажется! Думаю - мистики там немало, интересно бы поспрашивать старожилов. История плюс, написано интересно, познавательно, да ещё с иллюстрациями! Ответственный подход к делу!
#40 написал: Tigger power
15 мая 2017 23:55
0
Группа: Друзья Сайта
Репутация: (2900|-7)
Публикаций: 13
Комментариев: 5 997
Отдельное спасибо за красивую фотографию паровоза, очень художественное фото,+
            

Страницы:   1 2
На страницу:
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.