Вербное воскресенье

Вербное воскресенье

Вербное воскресенье — в церкви двунадесятый Господний праздник — Вход Господень в Иерусалим. Праздник связан с идеей милосердия и человеколюбия.

Когда проходит: воскресенье на шестой неделе Великого поста, последнее воскресенье перед Пасхой.

Описание этого дня в Евангелии: Иисус Христос направлялся с учениками из Вифании, где он воскресил Лазаря, в Иерусалим, чтобы отпраздновать там Пасху. Народ, узнавший о чуде воскресения Лазаря, восторженно приветствовал Спасителя, въезжавшего в город на осле, пальмовыми ветвями (называемыми «ваии» (см. Верба)) и хвалебной песней: «Осанна (спасение) Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне!» На дорогу, по которой ехал Иисус, люди бросали пальмовые ветви и стелили свои одежды.

Вербное воскресенье

В память об этом событии во всех христианских храмах принято в этот день освящать украшенные ветви деревьев («ваия», «пальмы»). Поэтому церковное название шестой седмицы (недели) Великого Поста — «седмица ваий», а воскресенья — «цветоносное». У русских место пальмовой ветви заняла верба, которая дала название празднику и неделе перед ним: «Вербное воскресенье», «Вербная (или Пёстрая) неделя», «Вербница», «Вербич».

Суббота, предшествующая Вербному воскресенью, также считается праздничной, она называется Лазаревой, так как, по церковному преданию, в этот день Христос воскресил Лазаря, на неё приходятся основные приготовления к празднованию Вербного воскресенья.

Вербное воскресенье

Празднование в допетровской России
В XVI — XVII вв. этот день отмечался с особой торжественностью. В Москве, Новгороде, Ростове, Казани, Астрахани и Тобольске кульминацией празднества был крестный ход, во время которого царь или глава городской администрации вёл за узду коня, замаскированного под осла, на котором восседал патриарх или местный архиерей. Считалось, что проезд на осляти вокруг города сохранял его жителей от несчастий и очищал от грехов. Шествия проводились ежегодно вплоть до 1697 года и были отменены указом Петра I вместе с патриаршеством.

Христианство связывает с Вербным воскресеньем идею милосердия и человеколюбия, которая в патриаршие времена находила в день праздника конкретное воплощение. После торжественного шествия патриарх принимал в своих палатах, в трапезной, калек, убогих и нищих, которых собственноручно с большим почтением к ним потчевал, затем омывал им ноги, а в завершение — одаривал милостыней.

Вербное воскресенье

Празднование в более позднее время
В XIXв. празднование значительно упростилось. В субботу, а особенно в воскресенье, в церкви проводились праздничные службы и разрешалось послабление поста. В деревнях в эти дни старались не работать, а к празднику готовили разнообразные кушанья из рыбы, пироги — рыбники. В городах и в сибирских деревнях обязательным блюдом субботнего праздничного стола была икра.

Вербное воскресенье

Празднование «в народе»
В народе освященная в этот праздник верба считалась священной и наделялась магическими свойствами. Утром праздничного дня взрослые хлестали веточками вербы детей, приговаривая: «Верба красна, бей до слёз, будь здоров!» Освящённые веточки хранили весь год или до Егорьева дня, когда ими выгоняли скот, на божнице (см. Верба).

Кое-где к вербному воскресенью или к его кануну, Лазаревой субботе, приурочивали встречу весны (см. Кликание весны). Женщины и девушки водили хороводы с пением весенних песен, иногда в этот день качались на качелях.

Вербное воскресенье

Также в некоторых местах в канун Вербного воскресенья (например, в Городищенском у. Пензенской губ.) шумно и весело праздновала молодежь, проводила обходы домов, где жили молодожёны. За три-четыре дня девушки начинали собирать продукты, из которых в субботу варили брагу, готовили рыбный «курник», кашу и пекли гречневые блины. В полночь молодежь с пением песен выходила на улицу. Около ворот каждого дома, где жили новобрачные, парни и девушки останавливались и кричали: «Отопри, отопри, молодая, вербушкою бить, здоровьем больше прежнего наделить». Молодая отпирала ворота, и толпа входила с песней: «Был бы урожай хлеба, скота умноженья». В избе слегка ударяли спящих вербой, приговаривая: «Верба хлест, бей до слёз»; «Вставай рано, бей барана»; «Бьём, чтобы быть здоровым». Последней били молодую, когда она кланялась, провожая поющую молодежь за ворота. Вернувшись в избу, где заранее было приготовлено угощение, молодежь веселилась, ела блины и кашу.

Вербное воскресенье

Вербное воскресенье

Статья подготовлена по материалам Российского Этнографического Музея.
Источник.

Новость отредактировал LjoljaBastet - 6-04-2016, 11:52
6-04-2016, 10:29 by TiamatПросмотров: 1 724Комментарии: 2
+9

Ключевые слова: Верба церковь традиции обычаи

Другие, подобные истории:

Комментарии

#1 написал: PUFIK
6 апреля 2016 11:27
+1
Группа: Активные Пользователи
Репутация: (1518|1)
Публикаций: 21
Комментариев: 1 866
Хороший праздник с богатой историей и традициями. Но уж больно вербу жалко. Не успеют почки появится, дак уже все ветки обдерут. Вот они ободранные вечно стоят. За публикацию плюс.
     
#2 написал: nerenga
6 апреля 2016 12:02
0
Группа: Посетители
Репутация: Выкл.
Публикаций: 0
Комментариев: 716
Спасибо. Какой хороший добрый весенний праздник!
  
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.