Невеста для покойного
В Китае сегодня имеют место кощунственные, на взгляд европейца, традиции, к тому же ведущие к росту криминала. Одна из них - «инь хунь», посмертный брачный союз. Когда мужчина умирает неженатым или его вдова снова выходит замуж, семья покойного делает все возможное, чтобы найти ему подругу для загробной жизни.Ритуалы селян
На кладбище Цяньню - одной из деревень северной китайской провинции Хэнань - хоронят местных бедняков. Еще несколько лет назад Гу Дасин, рабочий на пенсии, встречаясь с корреспондентами швейцарского издания Le Temps, показывал это поле, утверждая: «Здесь ни единая женщина не лежит в могиле одна».
Надгробный камень на могиле его сына тому свидетельство. Умерший в 17 лет от гепатита, Гу Чаншэн был сначала похоронен один.
«Через некоторое время, - вспоминает его младшая сестра, - старший брат явился моим родителям во сне. Он говорил им: «Мне одиноко, мне очень одиноко!» У него было печальное лицо».
Гу Дасин тут же приступил к поиску тела юной девушки. В здешних краях, где девочек вообще меньше, чем мальчиков, поиски были трудными.
Прошло шесть лет, прежде чем 10-летнюю утопленницу из соседней деревни похоронили рядом с телом его сына, положив конец его безбрачию. Союз скрепили настоящей свадьбой.
Было это так. Когда Гу Дасин узнал о смерти девочки, которая должна была стать его невесткой, он тут же послал к ее родственникам посредника - договариваться о свадьбе.
Семья поинтересовалась возрастом, физическими данными и характером Гу Чаншэна. Убедившись, что «им будет хорошо вместе», родня погибшей девочки дала согласие.
В день похорон - он же день свадьбы - семья Гу Дасина устроила большой праздник. Фотографию и мемориальную доску невесты поставили рядом со снимком и доской Гу Чаншэна на алтарь предков. Обе семьи воздали хвалу Небу, Земле и предкам. Потом начался свадебный пир.
В отличие от настоящей свадьбы, ритуал завершала не брачная ночь, а церемония погребения. Младшие братья и сестры покойных переоделись во все белое (в Китае это цвет траура), и по всей деревне стоял плач, пока гроб несли к общей могиле супругов. Как и при настоящих браках, эта свадьба позволила завязаться родственным узам.
Обретение мачехи
Ван Чуаньдун долго работал партийным секретарем деревни Мяосяодуань, расположенной недалеко от Цяньню. Он тщательно составляет свое генеалогическое древо, в которое, наряду с именами отца и матери, вписал имя своей «мачехи», которая стала ею посмертно.
Поскольку после кончины мужа его мать снова вышла замуж и, таким образом, стала членом другого клана, Ван Чуаньдун «женил» своего 41-летнего отца на неизвестной, 70 лет назад умершей женщине.
Кстати, случается, что браком сочетают и скелеты вековой давности, поясняет Чжан Чжиган, журналист из провинции Шаньси, отец которого тоже стал объектом «инь хунь». Если нет и скелета, достаточно урны с прахом.
Криминальный бизнес
Ван Чуаньдун «женил» отца бесплатно. Но он рассказывает о широко известной практике - покупке тела: «Когда речь идет о теле юной незамужней женщины, отличавшейся красотой при жизни, и на него имеется несколько претендентов, семья организует торги, на которых цена может достигать десятков тысяч юаней».
Это целое состояние для провинции, где годовой доход среднего жителя деревни составляет около 3000 юаней.
• В 2004 году в деревне Мяосяодуань одна крестьянка приготовила суп, приправленный крысиным ядом, - она хотела избавиться от мужа, а заодно от двух дочерей 18 и 20 лет, тела которых собиралась продать для совершения «инь хунь». Муж умер, но дочери выжили, так что бизнес не состоялся.
• Через несколько месяцев полиция соседней провинции Шаньси арестовала некую Мио Тан, убившую 12-летнюю девочку по дороге в школу. Ей сказали, что тело недавно умершей юной девушки можно продать для «инь хунь» за 50 тысяч юаней. Она уже готовилась уступить его всего за 23 800 юаней, когда ее задержали.
Разумеется, убийства с целью использования тел для посмертных браков происходят очень редко. Но вот про торговлю покойниками этого не скажешь. В Китае уже существует черный рынок торговли детьми и женщинами. Новый товар в виде женских тел пробуждает алчность у многих…
• Другой случай: на вокзале города Сиань (провинция Шаньси) был задержан мужчина с двумя мешками, в которых находилось не меньше шести женских тел. Услышав, что в Шаньси он сможет продать их по 300-500 юаней за каждое, он вскрыл на кладбище в своей родной деревне могилы шести девушек.
• Случается, что клиенты этого рынка обходятся без посредников. Именно так поступили братья Цзин (из той же провинции Хэнань), которые украли тело девушки, убитой своим приятелем, и спрятали его на заброшенной шахте. Вместе с четырьмя другими жителями села они потом похоронили девушку вместе со своим старшим братом, который «страдал от одиночества», - так они потом объяснили в полиции.
Единство двух начал
Первая реакция профессора Чэнь Цзянфэна, специалиста по народным обычаям из Хэнаньского научно-исследовательского института, была, по мнению швейцарских корреспондентов, неоднозначной, чувствовалось смущение. Как патриот, он беспокоится, прежде всего, об имидже своей страны в глазах иностранцев. Но профессор вынужден был все-таки признать, что «инь хунь» «с некоторых пор возрождается».
Официально запрещенный, но терпимый на местах, осуждаемый властями и элитой как пережиток далекого прошлого, обычай женить умерших имеет такую же древнюю историю, как и сам Китай.
- Как погребальный ритуал, - поясняет профессор, - «инь хунь» восходит к династии Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.), когда цивилизованные, то есть запретившие человеческие жертвоприношения (когда вместе с главой династии отправляли в могилу его жен), похоронные церемонии были введены по всей территории Китая. Ритуал посмертных браков существовал повсюду - на севере и на юге, на востоке и на западе. В 1949 году коммунисты положили этой практике конец.
У истоков «инь хунь» лежат два ключевых элемента китайской традиционной мысли - культ предков и даосизм. Души умерших уходят в мир теней, где предки защищают своих потомков. Но чтобы эта защита была крепкой, должна быть соблюдена гармония дао - единство инь и ян, мужчины и женщины.
- Трудно искоренить традицию, насчитывающую две тысячи лет, - заключает профессор.
Христианская миссия
В борьбе с «вредным суеверием» правоохранительные органы Китая могут, по мнению некоторых специалистов, рассчитывать на христианство, которое сейчас активно распространяется в Китае американскими проповедниками-протестантами.
Однако такие надежды выглядят довольно сомнительными. Ведь и в христианских странах по сей день существует традиция загробного брака или, во всяком случае, ее пережитки.
Далеко ходить не будем, посмотрим на православных братьев-славян. В Болгарии, например, рядом с умершим парнем все еще кладут повязанный платком камень, который потом бросают в ту же могилу - это как бы его невеста. А если хоронят девушку, то на камень надевают шапку.
В некоторых украинских селениях жениха для умершей девушки по-прежнему выбирают из живых парней. Чаще всего это, конечно, горюющий ухажер покойной. На него во время похорон надевают веночек, называют женихом, и после погребения родители умершей девушки еще целый год считают его зятем.
Однако, как сообщает украинская пресса, порой «зятя» и нанимают. Такое случается, если парень - из неимущих, а родители - из «новых украинцев».
Да и в России до сих пор не изжит обычай хоронить незамужнюю молодую девушку в свадебном наряде. И смысл у него все тот же - вступление в брак после смерти. С кем? Ответить на этот вопрос ее родственники вряд ли смогут…
Новость отредактировал Ingrid - 29-03-2013, 13:43
Ключевые слова: Традиция посмертный брак свадьба погребение ритуал