Вальпургиева ночь!
Откуда же пошла традиция праздника ведьм и нечистой силы?У кельтов было восемь праздников, деливших год на восемь приблизительно равных частей. Помимо зимнего (Йоль) и летнего солнцестояний, самых известных еще три. Имбаэлк, или День Сурка (в России отмечается как Сретенье – день встречи зимы с весной), Бельтэйн (30 апреля) и Самайн (31 октября).Дата праздника Бельтэйн раньше не была такой точной – его отмечали, когда отцветал боярышник. Кельты считали дни от вечера к вечеру, а не от утра к утру. Традиция сохранилась и в двух торжествах – ночи Хеллоуина и Вальпургиевой ночи. Эти праздники были противоположностью друг друга – как на календаре, так и по смыслу. Для кельтов ночь перед 1 мая знаменовала наступление летнего периода времени – "большого солнца", ночь перед 1 ноября – соответственно, наступление зимы. Считалось, что в эти праздники на короткий миг открываются врата в другой мир.
Праздник в честь начала лета был посвящен солнцу и плодородию, украшение его - майский шест. Традицию плясать 1 мая вокруг шеста, украшенного цветами и лентами, сохранили жители Британии и Ирландии. В этот день они выбирают и майскую королеву – единственную девушку, которой в этот день дозволено носить одежду зеленого цвета, любимого эльфами. Королева становится как бы посредницей при общении между людьми и Народом холмов.
Еще одним символом Бельтэйна были костры. Древние кельты выпускали в этот день скотину на пастбища после зимовки в хлевах. Обязательным считалось прогнать животных между двумя рядами костров – по поверью, это избавляло их от зимних хворей.
Нынешнее же название древнему торжеству дали немцы – в честь святой Вальпургии. Она приехала из Англии в Германию в восьмом веке, основала там монастырь, была очень любима народом и, когда умерла, была канонизирована. Но, собственно говоря, Вальпургиевой эта ночь может считаться лишь по кельтскому обычаю – день святой приходится на 1 мая.
Так почему же 30 апреля средневековые источники называют среди самых популярных дат шабаша? Скорее всего, кое-какие слухи, имеют под собой реальную почву. Те, кому посчастливилось видеть, как празднуют Бельтэйн, конечно, могли подумать, что без нечистой силы здесь не обошлось.
Судите сами: темная ночь, вершина холма, люди, пляшущие вокруг костра, наряженные в маски и шкуры животных… поневоле начнешь думать, что тут что-то не то!
Особенно популярным был олень: основная добыча древних охотников, он остался у многих народов символом мужской силы и плодовитости, недаром у кельтского Кернуннеса были рога оленя!
Видимо, так и родились слухи о шабашах ведьм в Вальпургиеву ночь.
И до сих пор считается, что каждый год в ночь на 1 мая на вершины Броккен и Блоксберг в горах Харц (от Hart -- "лесистые горы", где растут пихты) слетаются на метлах, вилах и козлах тысячи европейских ведьм.
Ну, а люди в эту ночь держатся начеку, чтобы не попасть в лапы ведьм.
В Скандинавии жгут костры, чтобы привлечь весну, отпугнуть духов и избавиться от накопившегося за зиму мусора, едят гравлакс - свежего лосося, маринованного в соли, сахаре и укропе.
В Германии с заходом солнца мальчишки начинают кричать и взрывать петарды. Потому что лучшее средство от духов - шум.
В Чехии в канун Вальпургиевой ночи насыпают
на порог песок или траву, чтобы ведьмы не могли войти в дом, пока не пересчитают все песчинки или травинки.
В Баварии шутники мажут дверные ручки зубной пастой, переносят двери в другое место и вытаскивают из ботинок шнурки. Вальпургиева ночь у них - совсем как наш канун Ивана Купалы.
Финны считают, что в полночь последнего дня апреля нет ни одной вершины холма, где не сидели бы ведьмы с ведьмаками, так что и из дому выходить не следует: вдруг увидишь запоздавшую ведьму, которая торопится на шабаш!
Кстати, вы в курсе, что на шабаш просто так не попадешь?
Туда нужно прилететь на собственной метле, и у каждой уважающей себя ведьмы такая метла, конечно, имеется.
В фольклоре европейских народов метла считается основным средством передвижения ведьм ( а у славян, как вы помните, ведьмы всегда ценили комфорт и по большей части летали в ступах)
Сидя верхом на метле ведьм мчится по небу на шабаш!
Конечно, находились скептики, которые не верили, что женщины могут летать.
В средние века, например, известный демонолог Боден утверждал, что ведьмы летают не в своем физическом теле, а натеревшись особой мазью и заснув - в своем теле сновидений. Он, конечно, ошибался.
Метла – лучший друг ведьмы, это всем известно!
Сохранилось очень много гравюр и картин, изображавших полет ведьм.
Причем, на самых ранних гравюрах прутья метлы были сзади, чтобы ведьма могла заметать следы. В конце же 17 века ведьм в Европе чаще изображали сидящими на метле, прутья которой направлены вперед и вверх. Кроме того, в прутьях ведьмы ставили зажженную свечу, чтобы освещать дорогу. Но в 20 веке ведьмы снова стали держать метлу так, чтобы прутья ее были сзади.
Но не только для полетов могла пригодиться метла!
Исабель Гоуди, известная шотландская ведьма 17 века, заявляла, что использовала метлу, чтобы обманывать своего мужа. Прежде чем отправиться на шабаш, она клала вместо себя в постель метлу. По словам Изабель, муж ни разу не заметил подмены. Хотя злые языки говорят, что это скорее служило комментарием к их браку, нежели к ее умению ловко колдовать...
Конечно, если ведьме приходилось оставлять свою метлу дома, на шабаш она добиралась другим способом.
На немецких гравюрах XVI века ведьмы изображаются верхом на рогатинах, палках, лопатах и даже демонах в образе животных (вспомните Наташу, домработницу Маргариты, которая летела на хряке).
К концу XVI - началу XVII веков ведьм чаще рисуют верхом на метлах или животных-демонах. Иногда считалось, что дьявол вручает каждой новопосвященной ведьме метлу и специальную мазь; по другим преданиям, он наделял ими только слабых ведьм, нуждающихся в помощи.
А как добирались до места назначения мужчины, колдуны?
Они тоже летали на метлах, хотя и не всегда. Колдуны предпочитали все же летать на вилах.
Легенды рассказывают, что новички иногда не справлялись с управлением и падали.
Зная об этом, накануне Вальпургиевой ночи горожане выставляли за дверь серпы и косы, чтобы убивать ведьм, которые падали со своих метел. Кроме того, люди звонили в церковные колокола: считалось, что звон колоколов может сбросить ведьму с метлы.