История души. "Утопленница" Василия Перова

Василий Григорьевич Перов (1834 - 1882) известен многим. Его считают одним из главных мастеров реализма в русской живописи. Критический реализм во всем своём блеске. Народ страдает, священники жируют, а детям приходится хуже всего. Но есть одна картина... Её сюжет очень долго не оставлял художника.

Когда входишь в зал Третьяковской галереи, где выставлены картины Перова, «Утопленницу» легко не заметить. Висит она высоко, в окружении других полотен. На первый взгляд, в картине нет ничего необычного. Простой криминальный сюжет. Мертвая утонувшая женщина, удрученный городовой, стая ворон... Но не все так просто, как кажется на первый взгляд.

История души. "Утопленница" Василия Перова

Перов создал картину в 1867 году, в тот момент, когда всеми обсуждался роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание», выпущенный годом ранее. Художник не просто проникся произведениями классика, которого на тот момент многие считали автором маргинальной литературы. «Русский Маркиз де Сад» — так про Достоевского говорил, например, Иван Сергеевич Тургенев. Перов увидел в романе писателя совсем другое. Не описание разврата, а поиск веры. Произведения Достоевского сыграли в жизни Перова ведущую роль.

Василий Перов постоянно возвращался к своей картине «Утопленница». За год до смерти он опубликовал рассказ «На натуре. Фанни под № 30», в котором рассказал об истории создания полотна. Художнику нужен был труп молодой девушки, за ним он отправился в морг. Вот так сам Перов описывал эту сцену:

«Мы пошли в третью комнату. Чтобы войти в нее, нам нужно было подняться на несколько ступенек. Это была не комната, а скорее пустой полутемный чердак. Оказалось, однако, что это был и не чердак, и не комната, а просто ледник, устроенный так: внизу был ямник, где лежал лед, а над ним дощатый, с большими щелями пол, на который клали трупы, чтобы в летнее жаркое время трупы эти не скоро разлагались. Осмотревшись, я ясно различил несколько покойников, лежащих рядом и прикрытых простынями. Заверткин бесцеремонно начал сдергивать с них простыни, приговаривая: «Эво! Сколько у нас красавиц-то! Выбирайте, ваше благородие, которая вам более подходяща». Я указал на один труп, показавшийся мне всех моложе. «Вот эту бы», — сказал я. «Слушаю!» — проговорил Заверткин и, раздвигая ногой покойников направо и налево, прошел к указанному мною трупу. Взяв в охапку, он взвалил, кряхтя, труп на плечо и пошел с ним из ледника, прибавив свое неизбежное: пожалуйте! Мы вернулись в комнату, где лежали мои вещи. Заверткин нес свою ношу, как мешок с овсом, и, остановясь, спросил: «Где прикажете положить?» Я указал. Принагнувшись немного, Заверткин сбросил с плеча со всего размаха свою ношу на пол. Как-то ткнувшись головой и раскинув крестообразно руки, труп грузно шлепнулся о мягкий песчаный пол. Это был труп молодой исхудалой женщины. Длинная коса ее раскинулась по песку, грудь обнажилась, рубашка завернулась выше колен. Я взглянул на нее и чуть не вскрикнул от изумления: «Боже мой, да это Фанни!..»»

С проституткой по имени Фанни Василий Перов был знаком и раньше. Она позировала его учителю Егору Яковлевичу Васильеву для образа Девы Марии. Дело в том, что писать Богоматерь нужно было с обнаженной натуры. А в середине XIX века найти натурщиц в Москве было почти невозможно. Поэтому у многих художников в городе даже в обнаженных женских телах угадывались мужские черты. У мужчин стыда было меньше. Вот только Васильеву не хотелось делать как все. Нужно было создать нечто особенное. Они с Перовым долго ломали голову, как поступить, в итоге решили идти в бордель. В публичном доме нашли они модель, её звали Фанни, договорились о цене, успешно прошло несколько сеансов, но потом девушка узнала, для создания какого образа она позирует.

Oна считала, что недостойна. Оставила художников, прекратила сеансы. Вот как эту сцену описывал Василий Перов:
«А она сидела, не шевеля ни одним мускулом. Затем, как будто что-то вспомнив, вдруг встала и, ни на кого не глядя, как была босая, в одной рубашке, пошла к двери. Мы ее удержали и хотели опять было посадить на диван, но она грубо нас оттолкнула и, подойдя к тому месту, где лежало ее платье, порывисто начала одеваться. Руки ее дрожали: не скоро она могла застегнуть крючки и завязать тесемки. Чулки надела наизнанку, шляпу набок и, быстро подобрав под нее свои густые волосы, не говоря ни слова, опять пошла к двери»

В итоге у Перова получилась совсем не обычная «социальная» картина, а нечто большее. «Утопленница» из рассказа о смерти превратилась в историю о бессмертии души.

Нужно обратить внимание на детали. Начнем с ботинок. Они новые – символ непройденного жизненного пути. Ещё один странный момент, которого не было на эскизе: на пальце покойницы мы видим обручальное кольцо. Так, стоп! Тут есть что-то не то. Ведь это должна была быть история про несчастную проститутку, которая утопилась, не вынеся своего горя. Так откуда обручальное кольцо, почему лицо несчастной совсем не напоминает лицо трупа, выловленного из реки? Оно молодое и красивое — без следов тления. Еще несколько моментов. Из-под черного платья выступают края белоснежной юбки. Странно, совсем нереалистично, ведь труп вытаскивали из реки.

История души. "Утопленница" Василия Перова

С запада к несчастной летят вороны. Один уже смотрит прямо на неё. Вороны, утопленница, фигура городового образуют собой треугольник. Наш взгляд из левого верхнего угла скользит до распростертого на земле тела, а потом поднимается вверх, в правый верхний угол. Тут мы и видим смысловой центр картины.

Дым тянется на восток, туда, где восходит солнце. Дым из трубки городового смешивается с дымом из печной трубы. И тут возникает ощущение, что на картине есть своё внутреннее пространство. Вместе с дымом к восходящему солнцу отправляется и душа несчастной. Поэтому её тело и не выглядит как труп. Это душа, а не тело. Души не коснулось тление. Тронутый историей проститутки Фанни, которая из-за своей религиозности отказалась позировать для образа Богородицы, Перов создал одну из лучших религиозных картин русской живописи.


Новость отредактировал YuliaS - 11-11-2018, 15:54
11-11-2018, 15:54 by Серебряная пуляПросмотров: 2 748Комментарии: 12
+22

Ключевые слова: Перов утонувшая женщина городовой утопленница картина авторская история

Другие, подобные истории:

Комментарии

#1 написал: Сделано_в_СССР
11 ноября 2018 16:48
+3
Группа: Журналисты
Репутация: (3680|-1)
Публикаций: 2 685
Комментариев: 13 749
Так доходчиво и по крупицам объяснили написание картины, спасибо. Действительно блестящая работа! +++
                                      
#2 написал: Tigger power
11 ноября 2018 17:48
+3
Группа: Друзья Сайта
Репутация: (2900|-7)
Публикаций: 13
Комментариев: 6 008
Символизм в художественно-изобразительном творчестве особенно интересен, у Перова более известны "Проводы покойника" и "Охотники на привале" последняя в репродукциях и гобеленах висела во всех домах) Интересная публикация +++
            
#3 написал: Летяга
11 ноября 2018 18:41
+3
Группа: Главные Редакторы
Репутация: (12462|-4)
Публикаций: 1 156
Комментариев: 9 732
Удивительная история! Сколько в ней всего переплелось! Спасибо за рассказ
+++++
                                 
#4 написал: Калина74
11 ноября 2018 18:58
+1
Группа: Посетители
Репутация: Выкл.
Публикаций: 2
Комментариев: 612
Отлично. Как художник художнику blush , Пуля, говорю большое спасибо за заметку, она очень интересная и познавательная
  
#5 написал: Estellan
11 ноября 2018 19:29
+1
Группа: Заместители Администраторов
Репутация: (2201|0)
Публикаций: 272
Комментариев: 2 968
Многие картины окружает мистика. А вот про эту я услышал впервые. Спасибо, Пулюшка. Она займет почетное второе место в моем рейтинге))
                
#6 написал: conjure one
11 ноября 2018 19:38
+6
Группа: Друзья Сайта
Репутация: (8167|0)
Публикаций: 46
Комментариев: 2 931
Какое глубокое понимание своей греховности у Фанни. Пожалуй, это потрясло меня больше, чем Заверткин с его пренебрежительным отношением к трупам. Хотя при его службе это вполне объяснимо. +++
         
#7 написал: Loreley
11 ноября 2018 23:12
0
Группа: Посетители
Репутация: (0|0)
Публикаций: 0
Комментариев: 17
Очень интересно однако
#8 написал: Серебряная пуля
12 ноября 2018 08:04
+2
Группа: Друзья Сайта
Репутация: (3030|-1)
Публикаций: 105
Комментариев: 6 224
Цитата: Сделано_в_СССР
Так доходчиво и по крупицам объяснили написание картины, спасибо. Действительно блестящая работа! +++

Случайно наткнулась, искала декорации к "Майской ночи," Гоголя, и поленилась писать полное название...
Надо же! Написал таки портрет, но в своём, жестоко социальном стиле.

Цитата: Летяга
Удивительная история! Сколько в ней всего переплелось! Спасибо за рассказ
+++++

Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам...
Цитата: Tigger power
Символизм в художественно-изобразительном творчестве особенно интересен, у Перова более известны "Проводы покойника" и "Охотники на привале" последняя в репродукциях и гобеленах висела во всех домах) Интересная публикация +++

Для меня Перов, это "Тройка.", а ещё "Приезд гувернантки,"- мне самой неловко смотреть на картину, будто только меня там не хватало! Несчастная девушка, ужасно унизительно когда все так пялятся.
Цитата: Estellan
Многие картины окружает мистика. А вот про эту я услышал впервые. Спасибо, Пулюшка. Она займет почетное второе место в моем рейтинге))

...." А какая на первом...?"- интересно же!
Цитата: conjure one
Какое глубокое понимание своей греховности у Фанни. Пожалуй, это потрясло меня больше, чем Заверткин с его пренебрежительным отношением к трупам. Хотя при его службе это вполне объяснимо. +++

Образ Богоматери всегда занимал особое место в душе русского человека. Влияние иконописи на живопись сильнейшее. А иконописцы почитались в народе святыми, постились, молились покуда писали чистый образ, не оставляли своих имён, ибо всё с выше им было даровано.
Pазрыв был между народом и образованными людьми- пропасть.
Чистота помыслов художников даже не ставилась под вопрос.
Возможно шокировали её сами художники, оскорбили её чувства, чувства простого русского человека, от гордости у которого за себя, мало, что осталось.
Но за светлый образ заступницы, она постояла.
А вот Заверткин с его пренебрежительным отношением к трупам, думается мне для их блогородия, за вознаграждение согласился бы позировать для любого образа.
                
#9 написал: Ksenya078
12 ноября 2018 11:57
+1
Группа: Посетители
Репутация: (411|0)
Публикаций: 0
Комментариев: 2 940
Суперская публикация! Интересно было почитать про историю данной картины. Браво, сто плюсов++++++++++
      
#10 написал: Крокозябла
14 ноября 2018 12:34
+2
Группа: Активные Пользователи
Репутация: (713|0)
Публикаций: 76
Комментариев: 906
Никогда бы не подумала, что у картины такая трагичная, и по-своему, светлая история...
Спасибо!
    
#11 написал: DRUID
22 ноября 2018 15:13
+1
Группа: Посетители
Репутация: (357|-1)
Публикаций: 10
Комментариев: 1 459
Спасибо!
+++
   
#12 написал: Pmariam
10 декабря 2018 17:43
+1
Группа: Активные Пользователи
Репутация: (1260|0)
Публикаций: 36
Комментариев: 3 769
для меня сегодня провели ликбез в отношении истории написания данной картины!
Спасибо!
++++
        
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.