Легенды Петербурга
У всех больших и малых городов есть своя тайная, мистическая, страшная история. И в каждом городе есть ее летописцы. О некоторых историях, связанных с питерскими кладбищами, рассказывает наш автор, житель Санкт-Петербурга Александр Потапов. Ну а верить ли в них? Это право читателя.Малоохтинское кладбище - последнее пристанище колдунов, алхимиков и самоубийц - издавна славилось дурной репутацией. Очевидцы утверждают, что здесь в белые ночи над могилами иногда можно увидеть медленно перемещающееся зеленоватое свечение. Многие в такую пору созерцали невесть откуда взявшийся молочно-белый туман, словно покрывалом окутывающий высокую траву, а в воздухе явственно ощущали запах ладана. Но, как оказалось, происходят тут и более таинственные, а порой даже страшные вещи.
Эту историю я услышал от своего соседа по больничной палате, перенесшего инфаркт миокарда. И тогда же обещал никому ее не рассказывать. Но недавно узнал, что мой товарищ по несчастью шагнул с балкона 12-го этажа в объятия вечности. Теперь мое обещание утратило силу, и я могу поделиться рассказом о необычайных событиях, случившихся с ним.
Заточенный в могиле
"В 1992 году на нашем заводе прошло сокращение штатов, и мы с приятелем Максимом оказались "за бортом" Найти работу в 48 лет трудно. Больше трех месяцев мы безрезультатно обивали пороги государственных предприятий и частных контор. И вот тогда-то и пришла в голову идея заняться довольно необычным делом. Мы решили попробовать искать ценности в старых заброшенных могилах. Вначале, конечно, было страшновато, но потом привыкли и опасались только того, что может застукать милиция. Работенка оказалась довольно прибыльной: найденные серьги, броши, кольца и все такое мы сдавали в ломбард или антикварный магазин.
Последнее время чаще всего промышляли на Малоохтинском кладбище. Насмотрелись здесь всякого. Несколько раз в тихие лунные ночи видели призраков, а однажды над могилами передвигались какие-то зеленые огни. Дважды наталкивались на шабаш сатанистов, наблюдали за их выходками из-за деревьев. Там же, на Малоохтинском, мы случайно познакомились с профессиональным кладоискателем. Его звали Алексеем. Он предложил нам работать вместе.
- Я сделал специальное устройство, - рассказал Алексей, - которое может показать, есть ли в гробу ценности, чтобы не раскапывать могилу зря. Осечек не будет, обещаю.
Мы, конечно, согласились... На месте Алексей достал из портфеля свой приборчик, вроде коробки из-под торта, привинтил к нему металлический щуп, изогнутый в форме хоккейной клюшки, и стал водить им над могилой. Агрегат тихо попискивал. Алексей перешел к следующей могиле - тот же результат. Только над пятым холмиком прибор застрекотал, как цикада.
- Копать нужно здесь, - сказал умелец. Мы с Максимом быстро раскидали землю, добрались до гроба и туристским топориком сдвинули крышку в сторону. Посветили фонариком, а там кости, истлевшее платье и на нем поблескивает колье. Еще нашли перстень с голубым камнем и тяжелое золотое кольцо. Алексей взял себе только перстень. После этого наша работа пошла как по маслу. С компаньоном и его устройством проколов практически не было. Мы почти всегда возвращались с богатым "урожаем". Львиная доля добычи доставалась нам с Максимом. Алексей брал, как правило, какие-то безделушки: перстень с иероглифами, простые серьги или серебряное кольцо. Нам такая щедрость была непонятна. Однажды мы его спросили, зачем ему это барахло, какой интерес во всем этом участвовать. Не вдаваясь в подробности, Алексей объяснил, что занимается черной магией, а предметы нужны ему для работы. Дело хозяйское, мы больше никогда не лезли с расспросами. В одну из ходок на Малоохтинское Алексей повел нас к могиле, на которой стоял небольшой гранитный обелиск. Сначала, как всегда, он "ощупал" ее прибором, который знакомо застрекотал, а потом стал шептать какое-то заклятие. Мы ждали. Луна тем временем ушла за тучи, и наступила какая-то космическая темнота - хоть глаз выколи.
- Все, - сказал Алексей, - можно копать. При свете фонариков мы дружно взялись за лопаты и довольно быстро добрались до гроба. Максим отработанным движением подцепил крышку и откинул ее.
Внезапно раздался оглушительный вой и какая-то неведомая сила выбросила всех нас троих из ямы. Я сильно ударился ребрами о камень. Вокруг все грохотало и ревело, как будто в эпицентре гигантского смерча. Еще чуть-чуть - и у меня бы лопнули барабанные перепонки. Но также внезапно все стихло.
Я лежал на земле и с ужасом ожидал, что будет дальше. Все было тихо. Попробовал подняться - не тут-то было. Кто-то невидимый, но холодный и живой буквально вплющил меня в грунт. От ужаса и боли я потерял сознание, очнулся только ранним утром.
Мои товарищи лежали на земле в совершенно неестественных позах метрах в пяти от меня. На четвереньках я подполз к Максиму и оцепенел: голова его была почти оторвана от туловища. Глаза его были широко раскрыты и полны, как мне показалось, нечеловеческого страдания. Алексей тоже был мертв, у него была свернута шея.
Не помня себя и не чуя ног, я рванул оттуда. Очнулся только дома. Жена сказала, что я тогда был в невменяемом состоянии. После этого случая на месяц попал в психушку. Вышел оттуда - сразу инфаркт. Почти перестал спать, такое впечатление, что кто-то поселился во мне и меня ждут в аду. Я не могу больше сопротивляться, совсем отчаялся".
После этой истории я и стал собирать информацию о Малоохтинском кладбище, расположенном недалеко от Новочеркасского проспекта, в глубине жилого квартала. Действительно, оно всегда пользовалось дурной славой. Основано было то ли в 1740-м, то ли в 1760 году. Доподлинно известно только то, что это место - самое старое старообрядческое кладбище в Петербурге. Захоронения на нем были прекращены в 1946 году, и оно закрылось. На "Малоохтинском раскольничьем кладбище", как оно значилось в дореволюционных документах, хоронили не только добропорядочных граждан. Здесь покоятся также колдуны, ведьмы, алхимики и самоубийцы. Уже более двухсот лет на кладбище устраивают свои сборища сатанисты. Среди могил по сей день встречаются надгробия со следами крови и рисунками: пятиконечные звезды с наложенными на них крестами.
Жители близлежащих домов рассказывают, что зимой 1995 года оборотень растерзал там в клочья шесть дворовых собак и с десяток кошек. Позже на могиле известного в прошлом купца первой гильдии и колдуна Скрябина у черного мраморного обелиска обнаружили отрубленный человеческий палец! К слову, среди специалистов, занимающихся черной магией, ходит поверье, что семейное захоронение Скрябиных способствует исцелению самых ужасных болезней. Для этого нужно в ночь на Ивана Купала прийти к могиле, встать на колени и трижды прочитать молитву "Отче наш". Говорят, несколько человек, проделавших эту сомнительную процедуру, клятвенно заверяют, что избавились от онкологических заболеваний. Чем черт не шутит!
Гробокопатель
Еще одно из самых мистических и загадочных мест Санкт-Петербурга - Александро-Невская лавра. Воздвигнутая в начале XVIII века на остатках древнего языческого святилища, она всегда была покрыта завесой таинственности. Опасно находиться в лавре в белые ночи. Здесь можно встретиться с представителями самых мрачных обиталищ потустороннего мира и... погибнуть! Утверждают, что человек способен поделиться самым сокровенным со случайным знакомым, твердо зная, что больше никогда с ним не увидится. Этим же, наверное, руководствовался и мой попутчик по купе. Вот его рассказ о событиях, связанных с лаврой.
"Это произошло во время праздника "Алые паруса" несколько лет назад. После выпускного бала мы с другом Лешкой взялись проводить домой наших одноклассниц, сестер-близняшек Машу и Лену. Жили они на улице Александра Невского, почти на углу с Невским проспектом. Выполнив долг джентльменов, мы решили продолжить празднование "эпохального события". У меня с собой была бутылка портвейна. Но где выпить - вопрос: рядом ведь гостиница "Москва", а около нее полно блюстителей порядка. Не дай бог, застанут: в то время последствия могли быть серьезными.
И тут Лешка говорит: "Пойдем на кладбище, там и залудим по стакану. Или слабо?" При такой постановке вопроса я не мог отказаться, и мы немедленно направились туда. Белая ночь из-за туч была на удивление темной и тихой. На кладбище ни души, только могильные кресты и надгробия.
Мне стало не по себе, но, чтобы не показать этого, я достал бутылку и срезал полиэтиленовую пробку с горлышка. Лешка деловито взял флакон, поставил большой палец на середину, четко отмерив свою долю, и стал пить. Внезапно по крестам скользнул свет фонаря. Мы невольно спрятались за дерево. Лешка, ткнув меня рукой в бок, прошептал: "Может, милиция?" Но он ошибся. По тропинке среди могил прямо на нас шел человек в длинном темном плаще. В руках у него был большой сверток. Метрах в пятнадцати он остановился и размотал сверток. Там оказались лопата и ломик-фомка. Мы с Лешкой затаились и стали смотреть, что будет дальше. Мужик тем временем с усердием принялся раскапывать могилу. Вот тут все и случилось. Из воздуха в нескольких метрах от нас возник человек в грязных лохмотьях с лопатой в руках. Он двигался в сторону гробокопателя. Мы хорошо видели его сзади. Ростом он был под метр восемьдесят. Казалось, что он парит над самой землей, не касаясь ее. Он двигался бесшумно, шатаясь из стороны в сторону. Гробокопатель, не замечая ничего подозрительного, продолжал усердно орудовать лопатой. И лишь когда тип в лохмотьях почти вплотную "подплыл" к разрытой могиле, мародер застыл, как изваяние. Эта немая сцена продолжалась несколько минут. Потом привидение что-то сказало гробокопателю. Он отчаянно замотал головой и отшатнулся назад. Призрак снова приблизился к нему и повторил просьбу. Гробокопатель схватил в голову просителя. Не встретив никакого сопротивления, лом ударился об дерево. Призрак, как ни странно, не стал затевать драку, а, широко раскинув руки, ''поплыл" на обидчика. Тот завизжал как резаный и вдруг смолк - они слились воедино. Между мертвым и живым происходила какая-то борьба, а потом они сгинули - провалились под землю. От накатившего на нас ужаса мы не могли двинуться с места. Первым пришел в себя Лешка. Он, ничего не говоря, ломанул через могилы с кладбища, и я помчался за ним в сторону метро. Лешка после этого несколько дней вообще не разговаривал, а потом мы средь бела дня набрались храбрости и пошли на то место. Ночной кошмар нам не привиделся: кора на дереве была содрана, а в траве у корней валялась фомка гробокопателя".
Надо сказать, что среди коренных петербуржцев бытует немало легенд и поверий, связанных с лаврой. Рассказывают, что в белую ночь здесь можно столкнуться с призраком, которого окрестили "ПЬЯНЫМ могильщиком". Раскачиваясь, словно крепко набравшийся человек, он бродит в грязной хламиде от одной могилы к другой. Если на его пути встречается запоздалый прохожий, он просит угостить его водкой. Не дай бог, у несчастного не окажется спиртного: привидение тогда разрубает его лопатой пополам!
Проданная душа
Говорят, что еще на одном питерском кладбище - Никольском, в начале 70-х годов жил монах Прокопий. Он якшался с нечистой силой и лечил страждущих снадобьями, приготовленными из порошка костей покойников да еще смешанными с какой-то мерзостью. Однажды, как утверждают близко знавшие знахаря, к нему явился дьявол и предложил сделку - эликсир бессмертия в обмен на душу монаха. Искушение было слишком велико для смертного, и Прокопий скрепил свой договор подписью. По соглашению, служитель культа должен был в ночь на Пасху привязать грешницу к кресту, выколоть ей глаза, отрезать язык, а стекающей кровью наполнить церковный кубок. Все это он и проделал с девицей легкого поведения, которую, не особо утруждаясь, подцепил у гостиницы "Москва". Вслед за этим Прокопию нужно было 666 раз проклясть Всевышнего и до восхода небесного светила осушить чашу с кровью. Но монах не успел - оранжевым светом вспыхнули лучи солнца. И смердящий труп знахаря, усеянный мириадами мелких копошащихся червей, обнаружили около чудовищно обезображенного тела путаны. Очевидцы клянутся, что правая нога старца стала кошачьей. После этого на кладбище стали встречать большого черного кота с седым подшерстком на нижней челюсти. Были случаи, когда он набрасывался на людей и пытался перегрызть горло ошарашенному от неожиданности человеку...
Источник - http://www.silvi.narod.ru/
Ключевые слова: Петербург призраки монах