Троглодиты

Мой брат Саша спелеолог. Я моложе его на 12 лет, но иногда, когда экспедиция была не слишком сложной, он брал меня с собой.
С детства мне запомнились его рассказы о жителях пещер - троглодитах. Брат приезжал из очередной поездки, я привязывался к нему, как репей, и требовал очередной истории. Он, посмеиваясь в бороду, то ли сочинял, то ли говорил правду. Но я искренне верил, что в подземных ходах живут существа с телом собаки и лицом то ли человека, то ли обезьяны. Они разумны и являются хранителями пещер.
Для тех, кто не знает, хочу пояснить, что пещера - это не грот в скале, а многокилометровая система, находящаяся на разных уровнях, состоящая из коридоров, щелей, переходов, лазов (которые спелеологи называют "шкуродёрами"), огромных залов, лабиринтов, иногда подземных озёр, сифонов (водный коридор между частями пещеры) и т.д. По сути, это целый город, живущий в абсолютной темноте, при одной температуре воздуха (приблизительно 8-10 по Цельсию), не зная смены времён года.
И живут в этом городе троглодиты. Учёные не верят в их существование. Им, учёным, надо привести загадочное существо на верёвочке и показать - может быть, тогда они поверят. Но спелеологи всего мира не сомневаются в их существовании и друг другу рассказывают о своих встречах с хранителями пещер.
У троглодитов свои законы. К людям они относятся по-разному. Тем, кто приходит в их город с добром, помогают, а тех, кто со злом - наказывают.Есть у спелеологов неписаные законы. Когда брат брал меня с собой, он, как учитель, заставлял меня заучивать наизусть законы подземного города:
- Не оставлять никакого мусора.
- Не курить.
- Не шуметь.
- Не использовать перед походом никаких лосьонов и вообще ничего пахучего.
- Одеваться в комбинезон из ткани, которая не оставит ворса на стенах пещеры, если придётся пробираться через шкуродёр.
- Вымыть обувь перед входом.
Ну разумеется, о том, чтоб увековечить на стенах своё имя, и речи не могло быть.
Я слышал много историй о том, как наказывают троглодиты провинившихся людей. Люди, как под гипнозом, идут на их мысленный призыв, теряют ориентировку, блуждают по лабиринтам и, бывает, навсегда остаются в них. Или срываются в какую-нибудь щель, ломают руки, ноги, попадают под обрушившиеся камни.
И о расположении к тем, кто приходит с добром, тоже слышал. Истории про заплутавших в лабиринтах людей, перед которыми вдруг появляется троглодит и выводит их из пещеры; о неизвестно откуда взявшейся питьевой воде рядом с заблудившимся или попавшим в беду неосторожным гостем подземного города; о голосе, звавшем следом за собой к выходу из пещеры; об оказанной, пока человек был без сознания, неизвестно кем медицинской помощи. И все они будоражили меня и заставляли мечтать о встрече с таинственным существом.
И вот она произошла. Не буду называть пещеру и давать её координаты, чтобы не привлечь к неё бездумных туристов, которые испоганили уже немало чудесных до их посещения уголков природы.
Брат взял меня и моего друга с собой. Выход был назначен на раннее утро. Вечером мы проверили всю экипировку. А потом брат, прихватив заранее заготовленную почку соли, повёл нас к пещере. Перед самым её входом он аккуратно рассыпал соль на камни и сказал: "Угощайтесь. А завтра позвольте побывать у Вас в гостях".
Я и раньше слышал от него, что соль - любимое лакомство троглодитов, но такой ритуал видел впервые.
Тогда мне пришла в голову идея - взять соль с собой в пещеру. Я высыпал из наших запасов пару ложек в чистый носовой платок, завязал, чтоб не просыпалось, и припрятал в своём снаряжении.
Утром мы подошли к пещере. Соли не было. Но мой друг - великий скептик - тут же нашёл объяснение: "Мало ли живых существ, обитающих около пещеры, которые любят соль! К тому же она могла просто растаять под воздействием росы". Никто с ним спорить не стал.
Мы прошли, проползли, спустились на верёвках километра два. И вдруг Саша куда-то исчез. Кричать мы не решались. Но, так как до этого мы видели луч его фонарика впереди, резонно решили догонять, а не возвращаться. Пройдя ещё метров пятьдесят, свернули за угол и осветили фонариками темноту впереди. В ярком круге света стоял троглодит. Он был размером с овчарку, сидел на задних лапах, лицо у него было обезьянье, а глаза сверкали, как бриллианты! Шок, который мы испытали, трудно описать. Это не был страх, наоборот, скорее счастье от сбывшейся мечты, перемешанное с мистическим ужасом. В общем, названия этому чувству на человеческом языке, по-моему, нет. Мы простояли так, глядя друг на друга, долго: время перестало существовать. Не знаю, что было бы дальше, если бы я вдруг не услышал сзади какой-то странный звук, похожий на сдерживаемое бурное дыхание. Резким броском фонарика я осветил это место и увидел брата. Он буквально корчился от сдерживаемого смеха, а увидев, что рассекречен, захохотал, что есть сил, стараясь делать это как можно тише.
Троглодит оказался статуей. Его вылепил и принёс в пещеру друг Саши - скульптор, который тоже увлекался спелеологией, и когда-то был в этой пещере таинственным образом спасён. А в глазницы скульптуры он вставил камушки - обломки от розетки. Эту фигуру назвали "Памятник спасителю". Брат привёл нас к ней намеренно, он, разумеется, не потерялся, а просто, спрятавшись за выступ в скале, потушил фонарь.
Сначала я ужасно обиделся. А потом понял: с какой стати троглодит будет со мной встречаться.ю если я ничем этого не заслужил? И я простил брата. Но, пропустив своих спутников вперёд, незаметно положил к ногам памятника мешочек с солью.
Часа через полтора, пройдя запланированный путь, мы повернули назад. Я шёл первым. И снова мы увидели нашего каменного троглодита. Мешочка с солью рядом не было.
Я абсолютно уверен, что подвоха здесь не было. Положив соль, я отошёл последним, два фонарика горели впереди, и мои товарищи не могли видеть, как я это сделал. Всё остальное время ни один из фонариков не выключали, а всю дорогу обратно впереди меня никого не было. Обмануть меня и, погасив фонарик, забежать вперёд, чтобы взять соль, было невозможно, так как мы шли по коридору, где двоим не разминуться. Да и не сделал бы этого никто из них: слишком это было бы кощунственно в таком месте и в такой ситуации. А главное, исчезла не только соль, которая "могла раствориться", исчез и мешочек, который уж никак раствориться не мог.
Мой дар был принят. Жаль только, что при этом не состоялось личной встречи. но, чем больше я об этом думаю, тем лучше понимаю, что не поверят людям и не выйдут к ним жители подземных городов, потому что не заслужили мы их доверия. И, если делают они изредка исключения, то остаётся токо мечтать, что когда-нибудь они его сделают и для меня.

Записано со слов Куликова Н., г. Киев.