Проводник. Белый Ворон (1)
Жаба не обманула. Ветер и редкие дожди выхолащивали песчаник, пока крепкая на вид скала не обрушилась под весом более твёрдых пород. И всё равно скопление камней походило на величественную стену затерянного города. Мы обошли эту преграду и почти сразу нашли колодец. Было очевидно, что он давно заброшен. До определённого момента я подозревал, что Эскуро задумал очередной урок для меня. И сам прекрасно был осведомлён об этом месте. Просто старику снова захотелось показать мне свою силу, только и всего. Но я ошибался.- Подумать только. Колодец! – индеец всплеснул руками и запричитал. - О старая Ворчунья! Мать всех ведьм! Ты над нами решила посмеяться?
- Что-то не так?
- Это плохой колодец. В нём сидит злой дух. Понимаешь? Я пришёл в это место только для встречи с тобой. И даже не думал, что мы найдём Колодец Слёз.
- Это усложняет задачу. А что насчёт воды? – Жара становилась нестерпимой, и тень от нависших скал сейчас едва ли спасала.
- Мы уходим.
- Но жаба сказала… - я запнулся, осознавая весь абсурд аргумента. - Но здесь есть вода! И я хочу пить.
- Вот как? Ты всё ещё хочешь пить…
Шаман обратил лицо к небу и протянул ко мне руки ладонями вверх. Он отрывисто выкрикивал слова на своём языке. От напряжения на его высоком лбу залегли глубокие морщины.
- Усмиряешь духа, так ведь? - Мне не терпелось снять с колодца деревянную крышку, придавленную булыжниками.
- Кв’еэ кин Ма’ии ат’э, Ч’аль! Гоне’э ан’ка доотль’иж! Тата аже’э йанакс’пача йах!* – Эскуро продолжал свою странную молитву, а меня одолевало раздражение.
- Я думаю, надо просто отвалить эти камни и заглянуть под крышку. Если не глубоко, попробуем достать воду так. А если понадобится верёвка и ведро… Чёрт, если там глубоко, придётся вернуться в дом и поискать что-то подходящее. Сомневаюсь, что осилю переход туда и обратно.
Внезапно Эскуро прервался и посмотрел внимательно мне в глаза.
- Ты уже встречал злого духа, Маленький Ворон? Этот демон приходил в твои сны? Можешь не отвечать. Твои глаза опережают слова, Джо. Вижу, что это не случайно. И вижу, что тьма взывает к твоему сердцу не меньше, чем свет.
- Я смутно помню сны. Приснился кошмар какой-то. Женщина, она превращалась в волка.
- Она была из народа Великого Койота. Одна из ведьм ма’ии. Дети Великого Обманщика когда-то жили здесь, пока Говорящий Бог не создал навахо. Они знали многое. Научились сами гулять по тропе мертвецов в наш мир. Ей не нужен проводник, «тот, кто помогает душам обрести покой», но ей нужен ты. Зачем?
- Не знаю. Она пыталась накормить меня. Звучит странно, да?
- Странно. Да.
- Ты же шаман, вот и скажи, что делать? Я в этих ваших штуках ничего не понимаю. Другой на моём месте уже давно слетел бы с катушек или покончил с собой.
- Великий Койот любит шутить. Он мастер в том, что касается насмешки. И ещё он даёт знание. Это твоё испытание, Маленький Ворон.
- Ты же говорил, что ведьма-оборотень из его прихвостней? Или нет? Я уже совсем запутался…
Эскуро помедлил и продолжил объяснять.
- Мир, который мы видим, сотворили боги. Но им было трудно дать всему сущему имена. Тогда и появился Великий Койот и помог. Мы почитаем его за мудрость. Потом на смену Древним пришёл народ динэ, или, как говорите вы, «навахо». Койоту было любопытно. Он часто подсылал своих сыновей и сам приходил к людям, чтобы узнать нас поближе. Тогда его порочная сущность пробуждалась. Вскоре рождались дети, которые могли видеть глазами койота или волка. Им не было место среди динэ. Многие погибли, другие ушли в пустыню. Мы враждовали.
- Вот именно. Почему бы не помочь мне разобраться с этим злом?
- Не перебивай, - шаман хлопнул меня ладонью по лбу и снова заговорил. - Враг - не всегда зло, а зло - не всегда твой враг. Можно постичь тайную сущность плохого человека, чтобы уничтожить его. Можно разгадать загадку Койота, чтобы защитится от злого духа. Если он хочет испытать тебя, придётся постараться, Джо. Иначе ты умрёшь.
- И что теперь?
- Тебе нужно спуститься вниз. И встретиться с духом у входа в Страну Скорби. Это перекрёсток нашего мира и тропы мертвецов. Мы называем такое место Колодец Слёз. Его вода не подходит для питья. Солёная и горькая на вкус, как слёзы плакальщицы.
- Спуститься, и что потом?
- А потом вернуться обратно. Хорошо, если живым. - По лицу индейца было трудно понять, насколько он серьёзен. С его тонких губ не сходила кривая ухмылка, а колючий взгляд карих глаз из-под нависающих бровей прожигал насквозь. - Кажется, кто-то хотел пить?
Эскуро снял с пояса маленькую, меньше ладони, фляжку.
- Нет, только не виски.
- Глупый, Джо! Это пейотль!
- Мне только не хватает стать наркоманом… - Я нехотя принял флягу и открыл крышку, ноздри защекотал характерный запах.
Последний раз эту отвратную вонь я ощущал, когда в реанимацию привезли парочку мексиканцев. Бедолаги хотели поймать кайф и обпились чая из кактуса пейот до отравления. У новичка он вызывает сильнейшие приступы рвоты, а когда спазмы измучают тело и опустошат желудок, наступает опьянение. Сильные галлюцинации сталкивают разум в пропасть.
- Пей.
- Не думаю, что это хорошая идея.
- Вот и не думай. Пей. Когда ты окажешься там, это единственное, что будет держать тебя в нашем мире. Ты ещё мало знаешь и без пейотля можешь не справиться.
- Хуже не будет, - процедил я сквозь зубы и сделал глубокий глоток из фляги и почти в ту же минуту понял, как жестока ошибся.
Утренние спазмы показались лёгкой разминкой перед тем кошмаром, который я пережил. От одного только глотка меня буквально вывернуло наизнанку. Хотелось орать во всё горло или задушить проклятого колдуна, но сил едва хватало, чтобы не свалиться на землю без чувств. Приступ закончился так же внезапно.
- Хорошо, Джо. Очень хорошо. Ещё один глоток. Теперь будет легче.
- Нет.
- Глупый Ворон. Один глоток, чтобы тело отпустило дух, второй - чтобы дух мог путешествовать. И третий… - старик задумался на мгновение, - чтобы вернуться.
- Значит, ещё два глотка, а не один, чёртов старик?!
- Один или два… А ты хотел вернуться?
- Да! – Я залпом влил тёплую жижу из фляги себе в рот и с большим трудом смог проглотить.
В этот раз мой желудок продержался немного дольше. Но в итоге остатки его содержимого выплеснуло на рыжие камни возле колодца.
- Ещё?
Эскуро широко улыбнулся и в знак одобрения медленно моргнул. Вертикальные зрачки расширились, а пространство вокруг заполнили звуки. Крики животных, смех, плач ребёнка и индейская музыка. Я поднёс флягу ко рту и выпил всё до последней капли. Вопреки ожиданию, ощущения были абсолютно новыми и приятными.
- Это мой рецепт, Джо. Такого ты больше нигде не попробуешь, если, конечно, сам не научишься готовить. Если, конечно, вернёшься, чтобы учиться.
Шаман без особого труда откинул крышку колодца и большим пальцем правой руки указал на зияющую дыру. Снизу пахнуло сыростью.
- Нет, я передумал. Мне нехорошо, сэр. - Голова и в самом деле страшно заболела, в ушах стоял звон, а по лёгким словно растекалась кипящая смола. С каждым вздохом я всё больше терял контроль над собой. Скоро не осталось сил держать равновесие, и ноги сами собой подкосились.
Индеец склонился ко мне и зашептал на своём наречии. В его руке блеснуло лезвие ножа.
- А теперь, Джо Кроу, ты умрёшь.
Острая боль пронзила сердце. Крик ужаса перешёл в затихающие хрипы. Кромешная тьма оглушила и проглотила меня без остатка.
Ключевые слова: Шаман индеец транс мистицизм магия астрал авторская история