Бескровный спас

Мерцают улыбчивые, сквозь блокадный сон осеняемые истошными воплями старенькой Марты Альбертовны, купола Спаса-на-Крови. Над куполами – разорванная, окровавленная вата облаков. Где-то там, за обернутыми ветхим тряпьем сизыми иконостасами, за глядящими вовнутрь себя святыми ликами, чуть льется холодный, неживой свет, оседая на белый, как лица разложенных в ряды покойников, халат. Над воротом – мягкое личико, склонившееся над покойником. Распоротое чье-то нутро обнажает тихую пустоту, и кажется двадцатидвухлетней Марте Ивченко, что препарируемые трупы бездонны, как упавшее в Неву небо. Востроносый скальпель петропавловской спицей юркнул в темную бездну, куда-то под сердце.
За стенами Спаса плачет ветер. Сникли под ветошью купола, глядя вслед неказистой фигурке в пальтецо. На драную ушанку, будто пришитую к застывшей голове, сыплются белесые ошметки разорванных снарядами ленинградских небес. Серую заметенную пустошь режут скрипучие салазки, ведомые фигуркой в пальтецо. Марта везет в салазках чье-то тело в простыне. Когда фигурка оказалась в затертой, как кастрюлька на плитке, парадной, застонали салазки, и так Марта Ивченко впервые услышала, как стонут мертвые.
- Воздух так из горла их выходит, так бывает, Марусь, - говорил Василий Петрович, врач с синюшными щеками, и прятался за дверь этажом выше. Когда Марта Ивченко услышала это, лицо ее стало безразлично-глупым, как мятое покрывало. В тот день даже вместо кариатид ей виделись подвешенные к стенам женские трупы.
В пустой квартирке на втором этаже выбито оконце, и холодные руки прилаживают его старой, неуклюжей подушкой. Запотела кастрюлька на плитке, устало тикают черные настенные часы. Объявлена воздушная тревога, взвыл Ленинград. Раскрытый рот покойника в санях тих и безмолвен, словно раскрытый для молитвы. Кому, чему?... Марты в квартирке нет. Ее глупое личико, обращенное к Спасу, вопит, вопит слезно - и вопль ее, отчаянный, безумный, перерастает в метельный хохот. И будто заслышав Марту, улыбнулся в оставленных в квартире санях одинокий мертвец, от стонов которого сбежала Марта, оставив распахнутой настежь квартирку. Безучастно глядят на пустую улицу маскароны, не знающие сытой до краев боли. Когда Марта Ивченко вернулась в квартирку, губы ее – тонкие, нервные – студили зловонный бульон в мутной ложке.
Рассеялся блокадный сон, зажили изорванные облака. Смолкают метрономы и вой сирен, и под птичьи песни, парящие в мирном, ситцевом небе, засыпает все в той же квартирке старушка, Марта Альбертовна Ивченко.
Когда ей делается худо, она улыбается окошку на старой, замшелой кухоньке, и Марте Альбертовне становится легче. Квартирка неизменно сотрясается по вечерам воплем измученной Марты Альбертовны, правда, вопль тихо, незаметно перерастает в сухой старушечий смех, пахнущий корвалолом. И так было до тех пор, пока Марта Альбертовна не умерла. Случилось это, когда Марта Альбертовна глядела в пыльное окошко, сидя на скрипучей табуретке в убогой своей кухоньке. На золотистой каемке красного блюдечка, изрядно потертой, меркли и вновь загорались лучистые отблески, вздрагивая от дуновения тонких губ, студивших чай. Марте Альбертовне невольно подумалось, что она пьет солнечные лучики, и отчего-то сделалось на душе ей так спокойно, будто она все знает уже наперед, и беспокоиться ни о чем не нужно. Пылинки – тихие, почему-то особенно маленькие, кружились вокруг молчавшего уже пятнадцать лет советского радиоприемника, укрытого белой кружевной салфеткой, оседали на тщедушный ее трупик. Худенькие ноги в грубых чулках, легкие волосёнки на круглой голове, сжатые потертой гребенкой, шерстяное платьице и костлявые плечики в мягком пуховом платке мышиного цвета – такой помнили Марту Альбертовну и соседи, и фармацевт Люська, и пухлая Зинка из продмага… Мертвая Марта Альбертовна ничем не отличалась от себя живой, будто только прикорнула на полчасика, и вот-вот подымется, и будет, как раньше, одиноко бродить у Спаса-на-Крови, вспоминая пущенного ею на бульон покойного, и приговаривая:
- Спас, бескровный, спас меня, родимый...

На исходе двадцатого сумасшедшего века в Петербурге – метель. Глядят в черное небо сказочные купола Спаса-на-Крови, и где-то там, где кончаются и небеса, и земля, звонят колокола – по всем несчастным; улыбчивы лики святых, всех простивших, и теплится в том окне, где уж больше нет Марты Альбертовны, чья-то свеча.


Новость отредактировал Sunbeam - 7-08-2014, 10:19
7-08-2014, 10:17 by Ян ГомориПросмотров: 2 854Комментарии: 14
+10

Ключевые слова: Петербург блокада покойник храм

Другие, подобные истории:

Комментарии

#1 написал: Beneditia
7 августа 2014 16:02
0
Группа: Посетители
Репутация: (11|0)
Публикаций: 11
Комментариев: 4 259
Говорят, что на канском фестивале фильму "Летят журавли", зрители аплодировали стоя, а я, когда смотрела фильм, в конце рыдала в голос вместе с Вероникой.
Так вот, здесь тоже нужно аплодировать рассказу стоя и рыдать над горькими минутами, пережитыми Мартой в блокадном Ленинграде.
++++++++++++++++++++++++
        
#2 написал: Qusto
7 августа 2014 17:26
0
Группа: Главные Редакторы
Репутация: (1005|-2)
Публикаций: 341
Комментариев: 2 633
Написано прекрасно, но читается тяжеловато, слишком много всяких оборотов. Сам рассказ очень жизненный. Автор пишите ещё, почитаю с удовольствием. ПЛЮС.
                    
#3 написал: Ян Гомори
7 августа 2014 17:45
0
Группа: Посетители
Репутация: (26|0)
Публикаций: 106
Комментариев: 536
Beneditia, и снова благодарю Вас!) Польщена тем, что мучения моих героев способны затронуть струны души читателя, это очень и очень важно. А еще мне безумно приятно, что такой внимательный, как Вы, читатель следит за моими публикациями.
Qusto, рада снова Вас видеть! Благодарю за ценное критическое замечание - впоследствии не буду перегружать повествование. За комплимент также спасибо, пишу регулярно, и выкладываю сюда. Буду рада Вашим отзывам!)
     
#4 написал: Beneditia
7 августа 2014 19:55
0
Группа: Посетители
Репутация: (11|0)
Публикаций: 11
Комментариев: 4 259
Цитата: Qusto
Написано прекрасно, но читается тяжеловато, слишком много всяких оборотов. Сам рассказ очень жизненный. Автор пишите ещё, почитаю с удовольствием. ПЛЮС.

Почитайте "Авдейку" в разделе "Избранное" - вас тоже впечатлит. Давайте поддерживать отечественного производителя.

Цитата: Jana Yusifova
А еще мне безумно приятно, что такой внимательный, как Вы, читатель следит за моими публикациями.

Так пишете так, что задевает струнки души.
Да, стиль изложения у вас сложный, но к нему быстро привыкаешь. smile
Но я заметила, что мне сложно прочитать подряд сразу несколько ваших рассказов. Наверное потому, что в каждом человеческое горе и страдания переданы так, что необходимо "переварить" прочитанное.
Но всё равно читать очень интересно. smile
        
#5 написал: Qusto
7 августа 2014 21:20
0
Группа: Главные Редакторы
Репутация: (1005|-2)
Публикаций: 341
Комментариев: 2 633
Почитайте "Авдейку" в разделе "Избранное" - вас тоже впечатлит. Давайте поддерживать отечественного производителя.

Прочитал, рассказ действительно впечатляет.
                    
#6 написал: Почетный святой
8 августа 2014 01:00
0
Группа: Посетители
Репутация: (1758|0)
Публикаций: 24
Комментариев: 1 120
Jana Yusifova, как Вы это делаете? Казалось бы, такие ужасные вещи описаны, а всё равно ощущение какой-то смутной надежды. То ли на высшее милосердие, то ли на то, что всё, даже самое жуткое, когда-то кончается...
   
#7 написал: Ян Гомори
8 августа 2014 22:37
0
Группа: Посетители
Репутация: (26|0)
Публикаций: 106
Комментариев: 536
Почетный святой, рада Вам!) Я не знаю, оно само) Надежда дает силы жить, и даже умерев, человек не успеет понять, что надеяться больше не на что) Спасибо за Ваш отзыв!
     
#8 написал: Мурочка
9 августа 2014 22:20
0
Группа: Посетители
Репутация: (2|0)
Публикаций: 0
Комментариев: 502
А как же трупный яд, Марта по крайней мере должна была отравиться, или свежую "дичь" добыла - тогда с пищеварением все в порядке...Людоедов не жалко, лично мне, они в аду себе при жизни место забивают. А вот указать, что Спас на крови это церковь не помешало бы. +
 
#9 написал: Ян Гомори
10 августа 2014 01:39
0
Группа: Посетители
Репутация: (26|0)
Публикаций: 106
Комментариев: 536
Мурочка, благодарю за отзыв! Честно говоря, мне казалось, что упоминания куполов вкупе со словом "Спас на крови" уже заставит людей вспомнить, что это храм, да и как мне кажется, об этом храме знают ну явно все или почти все) Что касается трупного яда, думаю, суток Марте явно бы хватило.
     
#10 написал: Почетный святой
10 августа 2014 01:48
0
Группа: Посетители
Репутация: (1758|0)
Публикаций: 24
Комментариев: 1 120
Прежде чем судить героиню, надо побывать на её месте, не дай Бог никому. Тем более, что она никого не убила. Лишать жизни людей нельзя, а мёртвое тело - ничто, как с точки зрения христианства, так и для атеистов. Мне как-то без разницы, что будет с моей тушкой после смерти, а с душкой Бог разберётся.
Извините, если что крамольное говорю, но может тот покойный и рад был, что после смерти смог пользу принести, живого человека спасти? Недаром же он улыбнулся.
   
#11 написал: Ян Гомори
10 августа 2014 02:29
0
Группа: Посетители
Репутация: (26|0)
Публикаций: 106
Комментариев: 536
Почетный святой, ничего крамольного, я считаю. Жизнь - она штука неоднозначная.
     
#12 написал: ЛАКРИМА
10 августа 2014 08:29
0
Группа: Друзья Сайта
Репутация: (22|0)
Публикаций: 59
Комментариев: 3 015
Jana Yusifova,
не знаю, как выразиться+++++++++
        
#13 написал: Оляна
10 августа 2014 23:03
0
Группа: Главные Редакторы
Репутация: (1113|0)
Публикаций: 41
Комментариев: 1 712
Jana Yusifova, не-не-не, Вы так используете литературные приёмы, что излишества практически не замечаются.

История до слёз просто... Спасибо! Плюс. ++++
                  
#14 написал: Ян Гомори
11 августа 2014 03:21
0
Группа: Посетители
Репутация: (26|0)
Публикаций: 106
Комментариев: 536
Оляна, спасибо, что не забыли меня) Однако, мне кажется,что я могу лучше, буду стараться, и, надеюсь, скоро порадую читателей)
     
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.