Отражения ваятеля
Я создаю свои отражения,
В глину вплетаю пальцы мои,
Усилием воли вызываю
Образы жизни из пустоты.
Жаль не могу сам с глиной слиться,
Так же бесформенно лежать.
Имея всё, чтобы быть идеалом,
В безликой массе существовать.
Мне было бы просто не знать, что есть выход,
Не надо стремиться, не надо мечтать,
В бесформенной глине пальцами слепыми
Не нужно б мне было лик бога искать.
В глину вплетаю пальцы мои,
Усилием воли вызываю
Образы жизни из пустоты.
Жаль не могу сам с глиной слиться,
Так же бесформенно лежать.
Имея всё, чтобы быть идеалом,
В безликой массе существовать.
Мне было бы просто не знать, что есть выход,
Не надо стремиться, не надо мечтать,
В бесформенной глине пальцами слепыми
Не нужно б мне было лик бога искать.
Этот парень, при всей своей обыденной внешности, был крайне неординарен. Всегда что-то пробовал, экспериментировал, проверял различные теории и идеи, которые подворачивались под его пытливый ум. Идею, которая привела ко всей этой истории, поначалу он мне объяснил примерно так: каждый деятель искусства, будь то художник, скульптор, писатель и др., согласно каким-то там психологическим исследованиям, отображает в каждом своём произведении себя на данном этапе развития. Свою актуальную ситуацию, проблему, свой образ. Таким образом, создав какой-то образ от всей души, можно увидеть себя со стороны и отследить себя и своё положение.
Я вообще скептик, и мне эта идея показалась весьма бессмысленной, абстрактной и неконкретной. Я не понимал, каким образом это можно отследить и как это может пригодиться, но он взялся за это вполне серьёзно. Он раньше увлекался лепкой из пластилина и теперь взялся за пластилин ещё более увлечённо. Поначалу у него ничего толкового не выходило. Фигурки были не очень выразительными и привлекательными. Никаких толковых выводов из них не вытекало, и ничего это не отражало. Я посмеивался над ним и совсем позабыл эту историю.
Вспоминать о ней я начал, когда этот паренёк сначала стал в институте получать всё более высокие оценки на экзаменах, дойдя постепенно исключительно до отличных отметок. Сам он окреп и как-то поменялся внешне. Я по-хорошему завидовал ему, удивлялся, как он успешно организовывает себя и своё время, когда он однажды позвал меня в гости. Первое, что бросилось мне в глаза - множество фигурок из пластилина и из какого-то другого материала (поздней я узнал, что это была полимерная глина). Они были намного лучше тех, что получались вначале. Тела были более пропорциональны, на телах детально красиво выделялись мышцы, мелкие детали - пальцы, глаза, нос - также были вылеплены с большим мастерством.
Он рассказал мне, что, когда опытным путём он немного вырос в мастерстве ваятеля, то начал лепить идеальное тело, так как он себе это представлял. Изучив специальную литературу, он оценивал свои работы, и наиболее показательными деталями являлись те, чьи пропорции он ненамеренно увеличивал или уменьшал. Именно эти части указывали на какие-то недостатки, проблемы, зажимы и т.п. Самое удивительное (всё это я узнал из его рассказа), что ему не требовалось особой работы над очередным "сюрпризом", который он открывал в своём теле/психике. Он просто сосредотачивался на соответствующей детали, лепил её по-другому, согласно каким-то своим пропорциям (он упоминал что-то о пропорции золотого сечения Леонардо да Винчи, кажется), пока она не получалась такой, как его устраивало. При этом в его жизни начинали происходить какие-то странные, непонятные вещи, ситуации, в которых он мог, уже кое-что зная о себе, вновь рассмотреть свою стратегию поведения и изменить её.
"Я словно смотрю на себя со стороны! Словно я уже не совсем я, а кто-то другой, более великий!" - говорил он мне с большим воодушевлением. Я был рад за него и одновременно раздосадован... может я просто немного ему завидовал...
"Рад, что у тебя всё так хорошо идёт," - сказал я ему и увидел некоторые сомнения на его лице.
"Видишь ли, всё не так просто..." - ответил он.
Я спросил в чём дело, но вместо этого он просто пригласил меня зайти в каморку, которая находилась в его доме. Я зашёл туда и обомлел. Он поклеил здесь белые обои и нарисовал на них различные гадости. Различного типа убийства, половые сношения, каких-то мерзких, невообразимых гадов. Все рисунки имели какие-то неестественные пропорции, фигурки людей, или вернее гуманоидов, вызывали отвращение, они были какими-то неестественными, противными. На полках были вылеплены и выставлены ещё более омерзительные и неестественные твари. Пропорции их были и вовсе невообразимые. Некоторые существа имели, вернее были прицеплены к глазу или носу, рукам и даже половым органам, которые были раза в 2-3 больше их самих, причём сами глаза и соответствующие части тела выглядели очень безобразно. Мне было неприятно там, и я быстро покинул это помещение.
Я спросил: "Что это?" Приятель словно нехотя объяснил, что на него порой находят странные чувства, и он творит этих "демонов", как он их сам назвал. Он сказал какую-то чушь, что-то типа того, что он усиливает одну энергию, ну… вроде инь, и, соответственно, энергия ян тоже возрастает.
"Ты даже не представляешь, какие ко мне сейчас иногда мысли приходят!" - заявил он, и вид у него при этом стал какой-то безумный, так что мне стало страшно и я засобирался домой.
Вскоре этот паренёк ушёл из института. Мы ещё общались с ним, встречались в разных местах. Я понял, что он ввязался в криминал, ведёт разгульную и опасную жизнь, а потом и вовсе перестал о нём что-то слышать и общаться с ним.
Я встретился с ним вновь на последнем курсе, через 2 года после того, как он ушёл из института. Он сильно изменился, он был крепкий, хорошо сложенный, привлекательный и отталкивающий одновременно. Он выглядел сильно повзрослевшим за последнее время. Его глаза были особенными, глубокими и живыми. Мы прогулялись с ним немного, а потом зашли к нему. То, что стояло на полках, можно было, пожалуй, назвать произведением искусства.
"Статуэтки греческих богов?" - спросил я.
"Можно и так сказать" - усмехнулся он. - "А ты думаешь, они... или он, существует?" - спросил он, пытливо глядя на меня.
"Бог? Не знаю, во всяком случае никогда его не видел." - усмехнулся я в ответ. - "А что там?" - я кивнул на каморку.
"Куча выпивки, 3 трупа, 1 расчленённый, и... много ещё всего." - ответил он с усмешкой, и я не знал, шутит он, или в этой шутке всё-таки есть доля правды. Когда я выходил, он как будто был задумчивый, словно хотел сказать мне что-то важное.
"Я в него всё-таки склонен верить. Он такой же ваятель, как и я, он даже работает как я, чем лучше фигурки, тем больше дряни... наверно..." - сказал он мне напоследок, и я решил, по понятным причинам, больше к нему не заходить.
Однако он сам зашёл ко мне в общагу. Он был бледен и хотел показать мне что-то, что его так напугало. И я, захватив с собой газовый баллончик, отправился с ним, к нему на квартиру. Он завёл меня и показал трясущейся рукой на стол. На нём лежал кусок пластилина.
"И это всё, что ты хотел показать?" - удивился я, понимая, что парень окончательно спятил.
"Погоди! Ты не понимаешь!" - ответил он. - "Ты знаешь, что именно из этого куска пластилина может возникнуть всё что угодно! И люди, и полубоги, и боги, и твари! Ты знаешь, что это такое?"
"Кусок пластилина?" - рискнул я предположить, нащупывая баллончик в кармане на всякий случай.
"Это ничто! Это наиболее идеальная форма, из которой может возникнуть всё! Любая идеальная форма, любая омерзительная форма! Но наиболее идеальная форма - ничто, кусок пластилина, да, ты прав. И при этом любая форма - тоже по сути ничто!" - с этими словами он схватил одну из своих пластилиновых фигурок с полки и сжал её в руке так, что прекрасная девушка превратилась в кусок пластилина... Мне стало даже немного жаль этой красоты.
"И ты ради этого меня позвал?" - спросил я.
"Понимаешь, я хотел тебе объяснить, что мы с тобой - суть ничто. Мы идеальны, ты понимаешь?" - объяснил он мне с таким видом, что всё очевидно. Сам он при этом выглядел, разумеется, безумно, так что я распрощался с ним и поспешил домой.
Он ещё пару раз пытался со мной связаться, но я не шёл на контакт. Затем он отстал. Через 2 месяца он просто исчез. Никто не знал, куда он подевался. По версии МЧС он связался с какой-то сектой (видимо, это они решили после того, как посетили его каморку). Я думал, что его подстрелили бандосы.
Однако ещё через 2 недели ко мне пришло письмо, в котором не было обратного адреса. В конверте лежал лишь листочек со стишком, я сразу понял, что он адресован мне.
Из глины 3 года я бога лепил,
Чтоб в жертву себе принести.
Как много я статуй бездарных разбил,
Чтоб бога от смерти спасти.
Ночами не спал, проклинал сатану
Словами добра и любви.
Всё в глине бесформенной бога искал,
Всё верил, что можно найти.
И вот он – создатель стоит предо мной,
Бесплотный – теперь во плоти.
Прости меня бог, я хочу быть тобой,
Тебе же придётся уйти.
Я в страшном волнении к нему подошёл
И молотом бога разбил,
Развеялась пыль, и я понял тогда,
Я сам этой статуей был.
Чтоб в жертву себе принести.
Как много я статуй бездарных разбил,
Чтоб бога от смерти спасти.
Ночами не спал, проклинал сатану
Словами добра и любви.
Всё в глине бесформенной бога искал,
Всё верил, что можно найти.
И вот он – создатель стоит предо мной,
Бесплотный – теперь во плоти.
Прости меня бог, я хочу быть тобой,
Тебе же придётся уйти.
Я в страшном волнении к нему подошёл
И молотом бога разбил,
Развеялась пыль, и я понял тогда,
Я сам этой статуей был.
И подпись: Мы ещё встретимся.
Я не встречал его уже 5 лет, но все-таки в моей жизни начали происходить странные события... не буду сейчас о них. Иногда мне кажется, что он находится где-то совсем близко. Я словно чувствую его присутствие. 2 года назад я начал рисовать людей, и у меня это выходит все лучше и лучше. Ещё я часто вспоминаю этот стишок и эту историю и думаю, что всё-таки, возможно, в ней было и может даже остаётся что-то такое, чего я ещё не понял... но кажется, начинаю понимать. По этому поводу я и написал вступительный стишок к этой истории.
Новость отредактировал Melford - 26-06-2014, 22:28
Причина: Стилистика автора сохранена.
Ключевые слова: Ваятель психоз форма пластилин авторская история