Случай в Коми

Было это в уже далеком 2006 году. Случилось так, что в то время мне довелось провести свой отпуск в Коми, у своих родственников. Места там красивейшие – живописные невысокие сопки, покрытые густыми лесами, богатые рыбой красивые озера, но их окружают топкие, труднопроходимые сфагновые болота, зачастую расположенные в пойме. Когда-то все это было единым ледниковым водоемом, но со временем заросло и заболотилось, оставив после себя топкие болота и ряд озер. Отдыхая там, я успел сделать несколько выходов на озера и по окрестностям на рыбалку, а также на охоту. Впрочем, то было больше просто отдыхом на природе, для души. Лето клонилось к концу, был уже конец августа. Приближалась осень, ночи стали темными и прохладными. Заканчивался и мой отпуск, скоро надо было покидать Коми, край, к которому успел привязаться всей душой, и возвращаться к себе домой, в город. Зная, что в эти благословенные места я приеду не скоро, захотелось напоследок походить по окрестностям, полюбоваться на природу. Договорившись с приятелями из Куломы съездить в сторону Ыба на охоту, я с радостью начал собираться, предвкушая не сколько саму охоту, как таковую, сколько интересную поездку в Ыб, где я еще не бывал ни разу. Сама «добыча» меня никогда не интересовала, и охотой по-настоящему я не увлекался, предпочитая ей «фотоохоту» с профессиональным фотоаппаратом, снимая достопримечательности и красивые пейзажи. Про Ыб надо пояснить особо. Ыб состоит из 13 деревень, расположенных на семи холмах. Наверное, самая непредсказуемая из них - деревня Каргорт «подле городища». Это место называется Кармыльк - «городище на холме». Согласно новгородским летописям и легендам, в этой местности ранее были городища полумифического народа чудь, которым приписывались многие магические свойства. Хотя чудь существовала и реально, но по легендам, в тех местах существовала и существует «чудь белоглазая» - нечто вроде гномов в европейской мифологии. Живут также главным образом под землей, занимаясь там в основном горными работами. Отличаются невысоким ростом и светлыми, почти белыми зрачками. Ыбская деревня Каргорт (в дословном переводе — «город-могила») по преданиям основана как раз вблизи легендарного чудского массового захоронения.
Старожилы утверждают, что иногда оттуда, из глубины земли, слышны стоны и крики, а в полночь на дороге рядом с Кармыльком глохнут моторы машин и выключаются фары. Если повезет, можно увидеть и самих чудин, вышедших ночью из-под земли. Как законченный материалист и убежденный в том, что все можно объяснить с научной точки зрения, я отнесся к этим легендам со здоровым скептицизмом и заинтересовался исключительно достопримечательностями реальными. Из достопримечательностей материальных в Ыбе особо интересны чудские городища, а также выходы отложений юрского периода. Последние и были частью моей поездки. Итак, собравшись уже вечером, и загрузив весь багаж в свою машину, я выехал в сторону Ыба, договорившись с приятелями, что они меня будут ожидать непосредственно в селе. Предстояло сделать бросок более, чем на 200 километров, местность мне была незнакома. Поскольку навигаторы тогда были редкостью, то взяв карту дорог, решил ориентироваться по ней, а также по сделанным заранее пояснениям. Первая часть пути прошла великолепно, я приближался к цели своей поездки, но надо тут было случиться такому, что двигатель стал работать неровно и, наконец, заглох. Выругавшись от всей души, я полез под капот искать причину поломки. Вроде бы все было в порядке, но двигатель упорно почему-то не запускался. Списав все на разрядившийся аккумулятор, я попробовал позвонить приятелям и уведомить их о случившемся. Телефон неожиданно для меня показал, что я нахожусь вне зоны покрытия, хотя связь там должна быть. Машин почему-то на дороге давно уже не было. Оставалось одно – либо заночевать в машине, либо попробовать выйти к Каргорту за помощью. Решил предпочесть второе. Переложив все вещи в багажник и взяв рюкзак только с самым необходимым да ружье в чехле, двинулся напрямую через лес к деревне. В сгущающихся сумерках решил поспешить до полного наступления темноты. Дорога была плохая – болото, даже троп никаких не было, да еще в условиях плохой видимости. По дороге раза два в сгущающихся сумерках умудрился ухнуть в болотистые «окна», заполненные грязью. Наконец, изрядно намучавшись, вышел к какому-то озеру, а на крутом его берегу виднелась деревня. Подумав, что это и есть Каргорт, пошел к ближайшим домам. Дома были несколько странными на вид для этой местности – старинные большие пятистенки, с обильными резными украшениями, такие, какими их строили век назад. Но, подумав, что чего только на просторах нашей необъятной Родины не бывает, особого внимания на это не обратил. Связи, однако, не было и здесь. У крайнего дома сидел какой-то старик. Он как будто с удивлением воззрился на выросшего перед ним грязного и сырого путника, обвешанного снаряжением, но, выслушав в чем дело, радушно пригласил в дом обогреться, просушиться и переночевать до утра. Я отказываться от этого уже не стал, понимая, что ничего более столь поздним вечером сделать в данной ситуации нельзя. Перспектива же ночевать на топких болотах меня совсем не радовала. Старик оказался бойким собеседником и гостеприимным хозяином, да и жена его со внучками – двумя девушками лет 20-22 были не менее словоохотливыми и радушными. Поэтому, сразу отправив меня в баню со словами «как хорошо получилось, что сегодня баню истопили», по моему приходу накрыли стол. Все мои возражения о том, что «неудобно как-то» по этому поводу пресекались хозяевами сразу. В ходе разговора за столом выяснилось, что это не Каргорт, а кержацкая (староверческая) деревня, в этом доме живут старик (представившийся как Ефрем Гаврилович) с женой, а внучки приехали к ним из Мезени в гости на лето. Этот рассказ мне объяснил многое – и необычность и уединенность в лесу деревни, простой быт дома. Кержацкие староверы, как известно, часто уединялись от мира, блюли старинные обычаи и порядки, ценили гостеприимство, неохотно принимали какие-либо новшества. Ефрем Гаврилович явно был философом и охотно коснулся в разговоре и этой темы:
- Предки наши от мира ушли по своей воле доброй. Блюли строго прежний чин. Да и мы стараемся его соблюдать, хотя, конечно, молодежь уже не особо им интересуется. Да и то, Бог един, не так уж и важно, как к нему обращаться. Не было при сотворении мира ни существующего, ни сущего…. Не было тогда ни смерти, ни того, что живет вечно; не было ничего, что бы разделяло день и ночь, жизнь и смерть, добро и зло. Это единое было лишь собственной сущностью, а до этого было все это хаосом, пустым и бесформенным. Великой силой тепла рождено было единое… Кто знает воистину и кто может сказать, когда все это родилось и когда свершилось творение? Бог появился позже сотворения этого мира. Кто же тогда знает, когда появился этот мир? Он первоисточник всего созданного, все равно, создал ли он все это сам, или же нет?
Утром Ефрем Гаврилович обещал показать мне дорогу на Ыб. Утро выдалось великолепное – теплое, солнечное, так что настроение было превосходное. На дорогу мне хозяева пожелали всяческого благополучия и удачи. Попрощавшись с гостеприимными хозяевами (причем от какой-либо оплаты они отказались), пожав руку Ефрему Гавриловичу на прощание, я двинулся по тропе, показанной хозяином в сторону Ыба. Когда я прошел примерно с километра два по лесу, у меня неожиданно прожужжал телефон – пришли смс. Достав телефон, я не поверил своим глазам – связь тут была. Списав все это на проблемы связи, тут же созвонился с приятелями. Оказывается, они все еще были в Ыбе, заночевав там. Как только я вышел к Ыбу, мы выехали к моей машине, где меня ждал еще один сюрприз – она тут же завелась, как будто и не глохла вчера. Справедливо ожидая волны праведного гнева от приятелей, неожиданно увидел, что реакция на это была совсем другая. Андрей побледнел и, развернув карту, спросил: «Расскажи, где ты именно вчера был?». Я внимательно посмотрел на карту – и был потрясен: никакой деревни по пути от дороги по азимуту, где я остановился, и до Каргорта не было. Более того, никак я там, судя по топографическим разметкам, идти не мог. Приятель был поражен не меньше моего и пояснил, что по местным преданиям, в тех местах, бывает, нередко плутают и даже бесследно пропадают люди. Дескать, «чудь» водит и заводит куда-то. При этом всем, «чудь», по его словам, может принять любой образ. Но если же человек придется «ко двору», то никакого худа, впрочем, ему не сделают и даже могут помочь. Легенды легендами, но не верилось в это совершенно. Мы все же решили проверить, та ли деревня была, в которой мне довелось побывать накануне, а заодно, чтобы время не терять, сходить «проверить» то самое озеро, у которого стояла деревня. Самое удивительное, что мы так и не нашли ни озера, ни деревни. Все исчезло бесследно – было только топкое болото. Теперь, постфактум, я задаюсь вопросом, как это все можно было бы объяснить. То ли это был некий сдвиг в пространстве-времени, что я попал в реально существующую, или существовавшую деревню, расположенную где-то в другом месте и времени, в кержацких поселениях; то ли это был некий «морок» какой-то сущности, которая представила мне реальность, которая мне показалась достоверной; а может, и некое пересечение параллельно существующих пространств-времени.


Новость отредактировал Drama Queen - 16-02-2013, 23:25
16-02-2013, 23:25 by YaropolkПросмотров: 6 108Комментарии: 32
+57

Ключевые слова: Коми поездка деревня временное пространство

Другие, подобные истории:

Комментарии

#1 написал: GadusMalebad
16 февраля 2013 23:56
+1
Группа: Посетители
Репутация: (0|0)
Публикаций: 14
Комментариев: 486
++++++++++++++++++++++++++
 
#2 написал: Мангуста
17 февраля 2013 00:07
0
Группа: Посетители
Репутация: (0|0)
Публикаций: 0
Комментариев: 80
мне понравилось, плюс
#3 написал: Кукла Мрака
17 февраля 2013 00:31
0
Группа: Нарушители
Репутация: (10|0)
Публикаций: 607
Комментариев: 6 140
ну.. пусть будет плюс
                      
#4 написал: Miss P.
17 февраля 2013 00:31
0
Группа: Посетители
Репутация: (0|0)
Публикаций: 4
Комментариев: 40
мне тоже понравилось=)
#5 написал: eugini91
17 февраля 2013 00:49
0
Группа: Посетители
Репутация: (0|0)
Публикаций: 10
Комментариев: 539
ХОРОШАЯ... И ПОЗИТИВНАЯ))))))
 
#6 написал: Але Алеша
17 февраля 2013 00:58
0
Группа: Посетители
Репутация: (0|0)
Публикаций: 11
Комментариев: 686
То ли это был некий сдвиг в пространстве-времени, что я попал в реально существующую, или существовавшую деревню, расположенную где-то в другом месте и времени, в кержацких поселениях; то ли это был некий «морок» какой-то сущности, которая представила мне реальность, которая мне показалась достоверной; а может, и некое пересечение параллельно существующих пространств-времени.

Да-да, теория струн wink, а вообще история крутая))) и написано хорошо, конечно +
  
#7 написал: Scarah Screams
17 февраля 2013 02:30
0
Группа: Друзья Сайта
Репутация: (135|0)
Публикаций: 128
Комментариев: 3 207
Ну если это место само по себе такое загадочное, то все возможно.
Плюс.
            
#8 написал: Мэри Энн
17 февраля 2013 08:39
0
Группа: Посетители
Репутация: (0|0)
Публикаций: 1
Комментариев: 32
хорошо, интересно)
#9 написал: Tuoni-kun
17 февраля 2013 08:58
0
Группа: Посетители
Репутация: (0|0)
Публикаций: 0
Комментариев: 7
То, что у автора топографический кретинизм, не делает историю мистической. facepalm
А вообще, без тупой концовки история вполне милая, поэтому +
#10 написал: fktrcfylh000
17 февраля 2013 09:37
-1
Группа: Посетители
Репутация: (0|0)
Публикаций: 0
Комментариев: 51
Слишком длинная история, но всё равно+
#11 написал: Mumla Suomi
17 февраля 2013 10:20
0
Группа: Активные Пользователи
Репутация: (2|0)
Публикаций: 0
Комментариев: 7 457
ну норм..
Плюсануть можно..
           
#12 написал: katalina
17 февраля 2013 11:21
0
Группа: Посетители
Репутация: (0|0)
Публикаций: 0
Комментариев: 208
Может, деревня на самом деле существовала в прошлом. Не пробовали архивы проверять, может есть что-то. Очень интересно. Плюс.
#13 написал: Кровавый Мармелад
17 февраля 2013 11:53
0
Группа: Посетители
Репутация: (26|0)
Публикаций: 186
Комментариев: 5 271
+
               
#14 написал: Энма
17 февраля 2013 12:12
0
Группа: Посетители
Репутация: (971|0)
Публикаций: 22
Комментариев: 5 102
эх, ностальгия! во-первых, я в тех местах родилась. отец был замначальника части при зоне, где зэки лес заготавливали. Чуть живую меня родители вывезли оттуда в шесть лет, так как климат крайне нездоровый - болота, хоть, и красота. На долгую память остались лёгкие все в шрамах от перенесённых 10-ти пневмоний. Второе. Мои мать с бабушкой из тех самых керженских староверов с Керженца.
Так что от меня за историю, конечно +++++++++++++++++++++++
             
#15 написал: kica77
17 февраля 2013 12:14
0
Группа: Посетители
Репутация: (1|0)
Публикаций: 41
Комментариев: 2 070
читается тяжеловато.ну а за суть истории ++++
      
#16 написал: Dove
17 февраля 2013 12:24
0
Группа: Активные Пользователи
Репутация: (2|0)
Публикаций: 16
Комментариев: 743
+++
   
#17 написал: Immortal o_O
17 февраля 2013 14:21
0
Группа: Посетители
Репутация: (0|0)
Публикаций: 95
Комментариев: 1 771
Плюс. Интересная стори.
       
#18 написал: lor4ik
17 февраля 2013 17:30
0
Группа: Посетители
Репутация: (6|0)
Публикаций: 0
Комментариев: 7 596
Тяжело читается и как- то затянуто! От оценки воздержусь facepalm
           
#19 написал: Бессонница
17 февраля 2013 19:01
0
Группа: Посетители
Репутация: (215|0)
Публикаций: 6
Комментариев: 1 174
Для истории из жизни слишком много подробностей, перегрузивших сюжет и не несущих смысловой нагрузки. По факту, мысль автора так и норовила "убежать" от основной линии развития сюжета в сторону. То тебе описание кочек на болоте, то историческое отступление чуть ли не к 17-му году. Было ощущение, что эти подробности для рассказчика значительно важнее, чем всё остальное wink ... В общем, читая середину рассказа с трудом вспоминалось то, с чего всё началось wink Для творческой истории немного не хватает "экшена". Сюжет слабоват. Ответов, данных автором, на порядок больше, чем вопросов, возникших в умах читателей. Вот как-то так...
+ поставлю, хотя, не шедевр конечно.
   
#20 написал: miss_Leona
17 февраля 2013 21:04
0
Группа: Посетители
Репутация: (0|0)
Публикаций: 1
Комментариев: 49
а мне очень понравилось. и подобный способ преподнесения истории, и сам сюжет. Вы большой молодец, автор. было очень приятно читать, сразу и атмосферу почувствовала, и вопросов, собственно, никаких не возникло. плюс, естественно.
#21 написал: Yaropolk
17 февраля 2013 22:52
0
Группа: Посетители
Репутация: (0|0)
Публикаций: 1
Комментариев: 12
Большое спасибо всем за оставленные комментарии, очень приятно.

От себя поясню на поставленные здесь вопросы:
Бессонница: Боюсь, что без этих всех отступлений и экскурсов вы вряд до конца поймете, о чем идет речь в рассказе; так что я посчитал, что они все-таки нужны для раскрытия текста.
katalina: Я пытался узнать, что за деревня такая, но там ее действительно никогда не существовало. Приходится гадать, откуда она "провалилась" в пространстве.
#22 написал: Natin
18 февраля 2013 04:40
0
Группа: Посетители
Репутация: (0|0)
Публикаций: 2
Комментариев: 296
Мне близки по духу философские нотки!!!!!
Отличная история!!!!!!
Стиль повествования прекрасный!!!!!!
Автору++++++++++
Спасибо, как-будто побывала там...
#23 написал: DreamDron85
18 февраля 2013 11:10
+1
Группа: Посетители
Репутация: (0|0)
Публикаций: 7
Комментариев: 676
История просто замечательная +
  
#24 написал: Green Wind
18 февраля 2013 11:39
0
Группа: Друзья Сайта
Репутация: Выкл.
Публикаций: 23
Комментариев: 9 047
Очень интересная история. Я прямо зачитался. Нужно было ее еще вчера прочитать, а я все откладывал. Особенно порадовал стиль автора, я читая, живо представлял себе яркую картину. Но есть два момента на которые я бы хотел обратить внимание автора.

Первый, следовало бы разбить текст на большее количество абзацев, так как сплошной массив текста затрудняет чтение и поэтому многие жалуются в комментах, что история сложная для восприятия.

Второй, если бы автор снабдил историю фотографиями тех мест, то история бы смотрелась более ярко и колоритно. Также это бы тоже облегчило восприятие текста. И привлекло бы больше читателей, что сказалось бы благотворно на рейтинге.

Если бы эти два момента были учтены история бы имела хороший шанс попасть в лучшие истории сайта! Впрочем она и так их имеет, но с этими моментами рейтинг был бы выше smile Плюс.
                  
#25 написал: Бессонница
18 февраля 2013 13:45
0
Группа: Посетители
Репутация: (215|0)
Публикаций: 6
Комментариев: 1 174
Yaropolk
Бессонница: Боюсь, что без этих всех отступлений и экскурсов вы вряд до конца поймете, о чем идет речь в рассказе; так что я посчитал, что они все-таки нужны для раскрытия текста.[s][/s] /b],

Ваше право как автора da


[b]Green Wind
,
Поддерживаю в части фотографий. Это действительно придало бы истории больший "вес".
   
#26 написал: Yaropolk
19 февраля 2013 00:12
0
Группа: Посетители
Репутация: (0|0)
Публикаций: 1
Комментариев: 12
Спасибо всем за оценки и отзывы.

Green Wind: со всеми вашими замечаниями согласен. Я и действительно как-то так и не догадался добавить фотографии тех мест, хотя они у меня и есть. Обязательно учту это в следующий раз.
#27 написал: Sati
19 февраля 2013 14:13
+1
Группа: Посетители
Репутация: (1|0)
Публикаций: 11
Комментариев: 402
Хорошая история. Затягивает в себя.
Ставлю "плюс" и спасибо за удовольствие от прочтения.
Не слушайте завистников - пишите ещё. У вас замечательный стиль изложения.
 
#28 написал: Lady Enigma
19 февраля 2013 16:05
+1
Группа: Посетители
Репутация: (0|0)
Публикаций: 5
Комментариев: 122
Да и то, Бог един, не так уж и важно, как к нему обращаться. Не было при сотворении мира ни существующего, ни сущего…. Не было тогда ни смерти, ни того, что живет вечно; не было ничего, что бы разделяло день и ночь, жизнь и смерть, добро и зло. Это единое было лишь собственной сущностью, а до этого было все это хаосом, пустым и бесформенным. Великой силой тепла рождено было единое… Кто знает воистину и кто может сказать, когда все это родилось и когда свершилось творение? Бог появился позже сотворения этого мира. Кто же тогда знает, когда появился этот мир? Он первоисточник всего созданного, все равно, создал ли он все это сам, или же нет.

Великие слова!!!

История хоть и затянутая,но интересная по жанру.Автор умничка!что сказать о том что случилось,верю и не верю...Очень много деревень не отмечены на картах,тем более в такой то глуши и вполне возможно.Думаю вы просто забыли дорогу обратно,ничего удивительно,лес и топь же...Скорее всего и в правду живут там староверы-отшельники,и дорогу знают только они к своему жилищу и так же их близкие...

++++++++
#29 написал: Yaropolk
19 февраля 2013 22:54
0
Группа: Посетители
Репутация: (0|0)
Публикаций: 1
Комментариев: 12
Sati, Madam Helen, спасибо вам за добрые слова!
#30 написал: lafrenka
23 февраля 2013 19:03
-1
Группа: Посетители
Репутация: (2|0)
Публикаций: 4
Комментариев: 368
Извините,но я пыталась прочитать раз 5 этот текст,настолько он скучен...До конца даже не дочитала,ничего ставить не буду belay
 

Страницы:   1 2
На страницу:
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.