Духи ненастья

И так...

Это случилось зимой 1982 года в одном из таймырских рабочих посёлков. Моя мама, представим её, как Елену, решила год до поступления в институт прожить с родителями, это дало бы ей преимущество на большой земле, так как годовой стаж работника севера в советское время служил этаким бонусом на вступительных экзаменах. Для неё это было шансом обойти весьма хитрую систему ограничений и блатов на интересующем факультете.

Но пусть вас не смущает причина, поскольку простым такое решение кажется лишь по первому взгляду. Представьте себе городскую девушку в условиях поселковой жизни у Полярного круга? Вокруг тайга, а где не тайга, то уже тундра. А рабочий посёлок - это брошенные посреди лесов и болот вагончики или бараки. Дорог практически и нет, есть колея и направления. За место машин зимой вездеходы и снегокаты. А всё сообщение с цивилизацией по рекам и вертолётами, которые бывают в тех краях от случая к случаю. Из всех развлечений самое популярное то, что приносит дополнительную пользу - охота и ловля рыбы. У тех, кто побогаче дома есть и телевизор. Люди живут простые, чаще добрые, но не жеманной добротой, а скорее таким самобытным позитивом. А чего унывать-то? Работать надо.

Мама устроилась в пошивочную артель. В одном из бараков на отшибе был открыт цех, где из добытых оленеводами шкур и пушнины шилась одежда и обувь. Работали преимущественно женщины из местных, нганасанки. Нганасаны, сами себя называют "ня", что на их языке близко по значению русскому "друг". Люди они не злобные и трудолюбивые. Живут неторопливо, словно в своём времени, отдельном от всего, что происходит за границами посёлков. Нганасаны очень любознательны и не умеют скрывать удивления, почти все эмоции тут же находят выплеск или выражение. Вплоть до нашего времени остаются сторонниками традиционных верований и шаманизма. Мир вокруг, считают они, пронизан тонкими нитями - это тропы духов. Все духи, кроме предков, несут в себе много зла, а, значит, их надо избегать или задабривать. Верховные божества в земные дела не вмешиваются, а вот духи оказывают колоссальное влияние. Смерть соплеменника, падёж скота и голодный год - всё это связано с дурным характером определённых духов. Чаще всего они представляют собой собрание подобных по природе сущностей, их наделяют атрибутами свойственными человеку, поскольку духами нередко становятся именно люди, умершие или похороненные неправильно. Чтобы не называть запретных имён нганасаны чаще всего используют русские слова "чёрт" и "медведь". На слух их говор вполне понятен, а вот интонации могут казаться смешными, лишенными серьёзности.

А ещё о народе Ня говорят, будто тайга для них, что дом родной. Женщины с маленькими детьми на руках легко преодолевают на санях или снегоходе расстояния в сотни километров, от одного стойбища до другого, просто чтобы навестить родню. Мужчины, если смогли устоять перед искушением водкой, ведут типичный, для тех широт, образ жизни: увлечённо занимаются оленеводством и промысловой добычей пушнины или рыбы.

Многое из их быта и традиций тесно связано с культом предков и мистическими приметами, чтение которых возведено в ранг тайного искусства. Особое положение в обществе нганосан занимают шаманы и их дети. Последние по достижении определённого возраста наследуют знания предков, зашифрованные в сложные гортанные напевы - неотъемлемый элемент камлания, обряда открывающего двери в миры духов.

Однако, существует и универсальное, доступное остальным знание.

Это своего рода такая "скорая помощь" на случай внезапной встречи с нечистью. Разумеется, действует правило "Не буди лихо", но всякое бывает...

В тот вечер артель закончила пошив ближе к восьми часам. За маленькими окошками барака царила непроглядная темень. Ветра слышно не было. Женщины говорили в полголоса, обсуждая последние события и бытовые вопросы. Елене, как единственной русской в артели и дочери заведующей поселковым магазином, уделяли особое внимание. Девушка третий месяц жила в посёлке, работала в цеху наравне с местными, но не переставала привлекать общего внимания. Её рассказы о жизни в городе слушали, как забавные небылицы, сопровождали незлобными смешками, но в целом относились доброжелательно. Вот и в тот вечер, обсуждая у кого муж напился и как поколачивал жену, женщины вдруг оборачивались к Лене и спрашивали: "А у вас в городе так делают?"

Она спокойно кивала, мол и так тоже делают. Нганасанки многозначительно качали головой.

Но рабочее время давно закончилось, нужно было идти домой. Всего пятьсот метров по накатанной в снегу дороге.
- Сима, уже поздно, пора домой, наверное, - Лена обратилась к старшей швее, полноватой, неопределённого возраста женщине, с круглым, как луна лицом и раскосыми глазами.
Симой её звали русские, на родном же языке это имя звучало, как Симумяку. Кем она была по происхождению, никто особо не рассказывал, но то, что пользовалась непререкаемый авторитетом - факт.

- Ууу... нет, однако, шипко зло на улице, нельзя домой идти. Ждать надо.
- Буран? Так нету же? Весь день тихо было, - Лена поднялась и вышла глянуть погоду на улице.

Вокруг безмолвное северное спокойствие. Ночь тихая, с блёклыми звёздами на небе. Лёгкий морозец. Горы снега, отваленные к обочинам дороги. Ни единой живой души.

- Я пойду, Сима, родители будут волноваться.
Симумяку неодобрительно нахмурилась, но ответила странной фразой.
- Если спать захочется, ты не смей останавливаться и ложиться. Иди.

Девушка быстро оделась и вышла.
Снег поскрипывал под унтами. Невдалеке маячили огоньки, идти до посёлка минут пятнадцать, не больше. Только повернуть у излучины замёрзшей реки и... Сначала поднялся ветер. Словно по волшебству изменив окружающую безмятежную обстановку. Закружили снеговые вихри. Послышался протяжный вой, от которого кровь в буквальном смысле стала остывать. Пронизывающее до костей ощущение холода и безысходности.

Лена закрывала лицо от снега, и, выставив руку, попыталась пройти вперёд. Ей казалось, что направление выбрано правильно. Но вот под ногами начал похрустывать лёд. Очевидно, что в пурге она сошла с дороги и круто повернула обратно к речке.

Злость тоже может быть стимулом к выживанию, и девушка обернулась в противоположную, от пологого бережка, сторону. Снег здесь был глубоким и плотным, ноги по колено застревали в сугробах. Видимость по-прежнему была нулевой. Вдобавок ко всему появилась тягучая усталость.

Набранный темп быстро сошёл на нет. Идти по бездорожью оказалось трудной и непосильной задачей. Приходилось всё чаще останавливаться, чтобы перевести дух. И в одну из таких передышек в её голову стали навязчиво лезть странные мысли, как если бы ненастье, бушующее вокруг, сложило из завываний ветра целую песню. Слова этого напева, непонятные поначалу, скоро пробились к её сознанию.

"Усни... останься... ляг в снег, там тепло, ты очень устала идти... усни, так хочется спать"

Лена замерла, силясь понять, что это всё означает.

По спине прошлись мурашки. Это был голос, и он словно звучал в её голове. Безумие…

Ветер яростно дул навстречу. Порывы иногда сильные, грозили опрокинуть её навзничь. Но были и такие странные тычки, будто навстречу бежали люди и толкались плечами, всячески мешая движению.

Слова Симумяку вспомнились почти сразу и Лена поняла, что остановка для неё означает смерть. Она шла, превозмогая боль в немеющих от холода ногах, не особо разбирая куда идёт, пока на свою удачу не врезалась в трубопровод. Огромные утеплённые трубы обхватывали периметра посёлка, но с обратной стороны от того места, где шла дорога из пошивочного цеха. Всё это время Лена обходила посёлок.

И повторить обход ещё раз сил у неё не оставалось.

Она повалилась в сугроб, готовая разрыдаться от обиды и бессилия. Но голоса, звучавшие в завываниях ветра, только и ждали этого.

"Усниии... ляг отдохнуууть"

Страх перед этой неведомой силой подтолкнул Лену к отчаянным действиям. Труба теплотрассы была большой, верхний край был на полутораметровой высоте. Перелезть её девушка не смогла бы. Но от земли до трубы расстояние было полметра, и если раскопать снег и пролезть под низ, то заблудиться уже невозможно, так как внутри периметра до ближайшего жилого барака метров 100-150.

Это было простое сопротивление обстоятельствам. Но скоро в снегу появился лаз. Счёт времени давно потерялся. Когда она пролезла под трассой и очутилась на другой стороне, Лена считала, что прошло не меньше часа. При том, что постоянно возникало ощущение, словно её тянут обратно за ноги.

Но каково было удивление, когда она поднялась на ноги снова и поняла, что буран прекратился. Снеговые покровы, как нетронутое пуховое одеяло устилали стылую землю. В небе мерцали те же звёзды, а вдалеке на радио мачте, над зданием поселковой почты, горел фонарь, как маяк направляющий её к дому.

Остаток пути Елена прошла спокойно, а дойдя, наконец до спасительного тепла, села на пол в тамбуре жилого вагончика, больше неспособная двигаться от усталости. Это уже потом она узнала, что бродила больше четырёх часов, что родители и соседи выходили её искать, что ни в коем случае нельзя было возвращаться одной, и уж тем более пренебрегать советом Симумяку.

Когда о своих приключениях Лена рассказала на работе, то суеверные нганасанки стали фыркать и жмуриться, эмоционально выражая одновременно и боязнь и осуждение. И только Сима улыбнулась девушке - главное, что живая вернулась. Духам не досталась.

На этом бы и закончить мой рассказ. Но есть и эпилог у этой истории.

Елена больше не уходила с работы в одиночку. Да, иногда, приходилось подолгу высиживать время и ждать пока женщины наобщаются и решат расходиться, но шансы снова попасть в буран и заблудиться значительно меньше.

В один из вечеров поднялась сильная метель. Даже доски барака надсадно скрипели под порывами ветра. Но умудрённая Симумяку поднялась и подала остальным знак собираться по домам. Лена не стала спорить и вышла вслед за всеми.

Старшая нганасанка обернулась и сказала, чтобы шли за нею след в след. Что это была за ворожба и магия не ясно, но там где шла эта женщина ветер и снег расступались, вихри проносились мимо, и никто не почувствовал всей силы бушующей пурги. Шаг её был лёгким и мелким, даже семенящим, словно Симумяку ступала по натянутому над ледяной пропастью канату, в каждом движении читался ритм, как если бы она исполняла танец под слышимую только ей музыку. Танец на грани мира духов и живых.

С таким проводником никаких духов можно не бояться.

Всё.

23-12-2013, 10:34 by ЛовчийПросмотров: 28 199Комментарии: 83
+250

Ключевые слова: Тайга шаманка духи буран девушка

Другие, подобные истории:

Комментарии

#31 написал: Апельсинка
24 декабря 2013 14:23
0
Группа: Посетители
Репутация: (14|0)
Публикаций: 19
Комментариев: 1 009
Специально, специально, увидев Вашу историю, сначала прочла истории, на пару страниц раньше, откладывая Ваша "на сладкое". Как обычно, не зря. Изумительная история, даже и хорошо, что Вы сейчас редко публикуетесь))))))))) А то когда много "вкусного", уже перестаешь ценить)))))
   
#32 написал: aashey
24 декабря 2013 17:34
0
Группа: Посетители
Репутация: (0|0)
Публикаций: 0
Комментариев: 34
vsegda s udovolstviem chitayu Vashi rasskazi,uvagaemiy Lovchiy,))ogromnoe Vam spasibo!
#33 написал: ELEMAT
24 декабря 2013 22:34
0
Группа: Посетители
Репутация: Выкл.
Публикаций: 29
Комментариев: 2 012
Классная история! Прочитала с большим удовольствием! +++++++
      
#34 написал: Саваюшка
25 декабря 2013 11:46
0
Группа: Посетители
Репутация: (0|0)
Публикаций: 1
Комментариев: 140
отличная история +
добавлю в закладки
#35 написал: mishytka
25 декабря 2013 17:11
0
Группа: Посетители
Репутация: (0|0)
Публикаций: 2
Комментариев: 1 434
Замечательная история и замечательно написано)++++
   
#36 написал: Eifersucht
25 декабря 2013 23:16
0
Онлайн
Группа: Посетители
Репутация: (97|-7)
Публикаций: 26
Комментариев: 2 490
Спасибо, тоже, когда читал получил удовольствие. Особенно заинтересовал семенящий шаг. Интересно, интересно. Фильм тоже посмотрел. К сожалению, мы принесли не цивилизацию на север, а огненную воду. И губит она северные народы нещадно. С нашей пресловутой цивилизацией коренные народы севера теряют свою культуру, скорее всего, уже потеряли. В фильме засняты удивительные кадры. Даже не верится, как это так получилось, что момент представления ученика духу попал на камеру. Обычно такие моменты запрещает шаман снимать на плёнку.+++++++++++++
     
#37 написал: Coffe
26 декабря 2013 01:15
0
Группа: Посетители
Репутация: (0|0)
Публикаций: 0
Комментариев: 178
Eifersucht, насколько я поняла из ролика, водку применяют в основном шаманы для входа в транс?
#38 написал: Eifersucht
26 декабря 2013 09:00
0
Онлайн
Группа: Посетители
Репутация: (97|-7)
Публикаций: 26
Комментариев: 2 490
Алкоголь северные народы не знали. А сейчас там водку пьют все и "шаманы" тоже.
     
#39 написал: Ловчий
26 декабря 2013 09:47
0
Группа: V.I.P.
Репутация: (175|0)
Публикаций: 122
Комментариев: 1 289
Coffe,
Любое средство искажающее сознание, т.е. блокирующее или расстраивающее адекватное восприятие реальности может ввести в состояние транса, только если шаманы и колдуны (те же самые вуду и кандомбле) используют эту опция для отключения обычного восприятия и могут управлять своими видениями, то обычные люди, как правило, напиваются до белой горячки или накуриваются в хлам.

Химические ктализаторы транса направлены прежде всего на вызов такого сна на яву, настрой шаману даёт сопровождающий это обряд (танец, пение и т.д.)

Механические катализаторы приминялись практиками и жрецами ольмеков (индейцы такие, если, кто ленится учить историю), так вот, они вскрывали кандидатам в верховное жречество черепную коробку, вырезали часть кости и аккуратно заживляли ткани, производили оскопление и таким образом создавали идеального чародея с подключением к космической энергии...
Выживали не все.

Есть гипотеза, что расстройства в психике так же следствие стирания грани между нашим миром и миром духов, не случайно психи видят примерно одних и тех же чёртиков, у них возникают подобные навязчивые мысли... это как если бы в транс вошёл неподготовленный человек, и им завладели злые духи, звучит комично, но мысль любопытная.
             
#40 написал: Necromantika Black
26 декабря 2013 12:02
0
Группа: Посетители
Репутация: (2|0)
Публикаций: 2
Комментариев: 630
даже не знаю что тут сказать. Очень понравилась история. +
  
#41 написал: мирабелла
26 декабря 2013 20:13
0
Группа: Посетители
Репутация: (1|0)
Публикаций: 0
Комментариев: 654
Как всегда отлично
  
#42 написал: `Katherine
26 декабря 2013 20:25
0
Группа: Посетители
Репутация: Выкл.
Публикаций: 0
Комментариев: 84
Обалденная история!
Огромный плюс)
#43 написал: Старая кошка
26 декабря 2013 20:36
0
Группа: Посетители
Репутация: (0|0)
Публикаций: 2
Комментариев: 400
По сердцу мне Ваши истории, в чем и признаюсь ))))
Удивительное чувство слова, м-м-м...
Сама живу на Севере, так что было вдвойне интересно прочитать!
 
#44 написал: апрель
27 декабря 2013 14:03
0
Группа: Посетители
Репутация: (1|0)
Публикаций: 0
Комментариев: 1 859
Ух....когда читал даже замерз...))) представляя весь этот снег,буран и сугробы...плюс автору!
    
#45 написал: Dark Violet
27 декабря 2013 18:02
0
Группа: Посетители
Репутация: (79|0)
Публикаций: 62
Комментариев: 1 979
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
      
#46 написал: Coffe
27 декабря 2013 19:16
0
Группа: Посетители
Репутация: (0|0)
Публикаций: 0
Комментариев: 178
Eifersucht, славяне водку тоже попивают (причём тоже не первый день). Так что я вобщем-то ничего особенного и не вижу, разве, что вина славян в том, что приобщили к водке (да и то не славяне, так кто-нибудь из других национальностей приобщил бы), но опять-таки при желании (фраза «при желании» ключевая в данном предложении) можно научиться обходиться и без «огненной воды».
#47 написал: Coffe
27 декабря 2013 20:44
0
Группа: Посетители
Репутация: (0|0)
Публикаций: 0
Комментариев: 178
Ловчий, контролировать себя может каждый, если захочет.

Что касается механических катализаторов. Ловчий, здесь ничего особенного не вижу. Кастрация – операция не менее древняя, чем та же трепанация и то, что её использовали в религиозных целях не новинка. Насчёт трепанации – её применяли и тибетские монахи с целью т.к. сказать открытия «третьего глаза» (а методы заживления раны после «просветления», куда более оригинальней, чем сама трепанация). Что не все выживали, Ловчий, так ведь и сейчас далеко не все могут выжить после трепанации (да собственно та же кастрация не есть безопасная процедура), здесь ведь не последнюю роль играет, то, как реагирует организм на такие вмешательства.

По поводу гипотезы. Почему комичная? Не такая уж и комичная. Думаю, что неплохим примером «стертости» такой грани являются те же юродивые или т.н. одержимые бесом – они ведь тоже живут на грани двух миров, в своеобразном «полутрансе» и врядли их назовёшь подготовленными.
#48 написал: olqa.weles
29 декабря 2013 22:32
0
Группа: Друзья Сайта
Репутация: (13|0)
Публикаций: 819
Комментариев: 4 951
+++++++++++++++++++
                             
#49 написал: Кошачина
31 декабря 2013 19:01
0
Группа: Посетители
Репутация: (2|0)
Публикаций: 43
Комментариев: 1 552
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
     
#50 написал: Золотко
3 января 2014 14:36
0
Группа: Посетители
Репутация: (0|0)
Публикаций: 0
Комментариев: 82
Шикарно!! Вроде и мистики не так уж и много, но слог и описание всё это компенсируют с лихвойи получается.... мистика. Великолепно.++++
#51 написал: Ловчий
4 января 2014 19:42
0
Группа: V.I.P.
Репутация: (175|0)
Публикаций: 122
Комментариев: 1 289
Золотко,
Зачастую, необычное - прячется там, где всё вполне прозаично. Наши предки обожествляли молнии... пока мы не узнали об электричестве. Возможно, кода ни будь, мы откроем физику иных миров и параллельных течений времени - тогда и нынешняя мистика покажется вполне себя познаваемой. Спасибо за высокую оценку.


И всем спасибо за прочтение, отзывы и поддержку.
             
#52 написал: Льдинка
5 января 2014 15:36
0
Группа: Посетители
Репутация: (0|0)
Публикаций: 11
Комментариев: 904
Однозначно плюс...
  
#53 написал: Mr.LetO
5 января 2014 20:25
0
Группа: Посетители
Репутация: (0|0)
Публикаций: 0
Комментариев: 2
Жутковато, т.к. меня тоже зовут Лена и я как-то маленькая вырыла в сугробе нору( думаю многие так делали) и уснула там. Спасибо Боженьке меня нашел папа:)
#54 написал: Савельянский
5 января 2014 22:49
0
Группа: Посетители
Репутация: (0|0)
Публикаций: 1
Комментариев: 14
Фууух! Вот это история! Прямо таки пробрало! good
#55 написал: night_wolf
6 января 2014 02:53
0
Группа: Посетители
Репутация: (0|0)
Публикаций: 0
Комментариев: 14
Отличная история и очень интересная!!большие жирные плюсы+++++++++++
#56 написал: NoTime
9 января 2014 02:08
0
Группа: Посетители
Репутация: (0|0)
Публикаций: 4
Комментариев: 5
Судя по всему, я как раз и живу на месте действия, вариантов не много - или Норильск, или Дудинка. Плюс поставлю, только мистики тут мало. Если не брать во внимание "голоса", то это достаточно банальная история о том, как женщина, непривычная к северным условиям, "погуляла" по пурге. А те, материковские, которые к нам приезжают и в первый раз видят последние - каких только демонов не придумывают.
#57 написал: Madame Margo
10 января 2014 05:44
0
Группа: Посетители
Репутация: (37|0)
Публикаций: 0
Комментариев: 433
Ловчий, +, и не только за историю, но и за познавательные комментарии, и за краткий экскурс о верованиях северных народов. Даже вспомнила себя в своем студенчестве на лекциях по религиоведению.
 
#58 написал: Аделечка
10 января 2014 19:17
0
Группа: Посетители
Репутация: (0|0)
Публикаций: 2
Комментариев: 131
Настолько интересная и удивительная история, что я не заметила как прочитала ее. К тому же она познавательная))) +
#59 написал: Creepy of Creepers
18 января 2014 12:22
0
Группа: Посетители
Репутация: (0|0)
Публикаций: 2
Комментариев: 19
Похлопаем за отличную историю!
#60 написал: Luminary
22 января 2014 10:01
0
Группа: Посетители
Репутация: Выкл.
Публикаций: 15
Комментариев: 1 724
ня)) няшный народ)) Вам плюс.
    

Страницы:   1 2 3
На страницу:
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.