Стремные/страшные моменты в мультфильмах - 2
Ровно год назад, 28 ноября 2012, была выложена моя публикация, в которой я указал несколько странных и жутких моментов из иностранных мультфильмов. Сейчас я бы, конечно, переписал ее. Но, что написано пером, не вырубишь топором. Да и дело не в этом, а в том, что я с тех пор несколько жалел, что не включил в публикацию некоторые советские мультфильмы. Некоторые люди имеют склонность утверждать, что в СССР снимались только добрые мультики, а в Америке - там сплошное насилие, разврат и пошлость. Только вот про доброту наших мультфильмов я так сразу утверждать бы не стал... Поэтому сегодня я немного расскажу про жуткие советские (и еще чуть-чуть постсоветские) мультфильмы.Заранее замечу, что:
1. Это не является попыткой как-то оскорбить советскую мультипликацию. Практически все из вышеперечисленных короткометражек мне нравятся, и цель публикации как раз в том, чтобы побольше людей узнали о них.
2. Несмотря на то, что эти мультики могут напугать или порвать шаблон - они не смертельные. Ничего паранормального. Ну, почти.
3. Пожалуйста, не надо писать в комментариях "че автары курили" и прочее в таком духе.
А теперь можно, наконец, зайти в нашу кунсткамеру анимации. Первый экспонат - "Бескрылый гусенок", экранизация чукотской сказки. По большей части довольно милый, добрый и безобидный мультфильм... Если вырезать середину, а именно - ту часть, где мыши спускают гусенка в ад (для детей, да). Примерно с 4:39 по 6:42. "Великая Хозяйка Земли Чукотки" особо жуткая, с этим открывающимся ртом, шепотом на заднем плане и сменой цветов.
Наверное, вы знаете, что в СССР мультики делались не только для детей, но и для взрослых. Вот это - один из них. "Его жена курица" - всемирно признанный мультфильм с элементами символизма, а также, возможно, некоторыми намеками на Фрейда. Основная суть - муж узнает правду о своей жене, которой не может выдержать. Из-за таинственного гостя (его же альтер-эго) узнает правду, впервые по-настоящему взглянув на жену и увидев, что она-то на самом деле - курица. Не способный выдержать правды, он в итоге теряет последнее человеческое, что у него было (игрушечный автобус, способный на пару секунд преобразить его лицо) и сам становится петухом. Ну, это одна трактовка. Есть и немного другие. А если вам не очень хочется страдать СПГС, можно всегда поофигевать от рисунка и общей абсурдности происходящего.
"Наваждение" - экранизация украинской народной сказки "Болтливая баба". И люди, работавшие над ним, смогли придать народной и не отличавшейся оригинальностью старой истории, какой-то иной смысл. С самого начала видны основные факторы: гротескный дизайн персонажей, соответствующая музыка, игры с перспективой, психоделичные и бредовые сцены, колоритный чёрт и цитата Гоголя в конце: «Явно, не совсем детские вещи». Если есть лишних 17 минут, рекомендую глянуть.
Вы не поверите, еще одна экранизация. "Будет ласковый дождь" - возможно, самый депрессивный советский мультик и одна из моих любимых экранизаций Рэя Бредбери. Робот-дом, живущий в постапокалиптическом мире, не понимающий, что его хозяева давно мертвы и все так же выполняющий свои функции. Бредбери изначально выстроил не слишком приятную картину, но в его рассказе, в отличие от мультфильма, робот хотя бы не кончал жизнь самоубийством. Рад, что не видел этого в детстве.
Стихотворение "Будет ласковый дождь", звучащее в конце, кстати, многие могут помнить по третьему Фоллауту.
Ладно-ладно, на самом деле, добрая анимация в СССР тоже, разумеется, была. Вот это, пожалуй, самый добрый мультик, что я когда-либо видел: "Контакт". По-моему, его с детства многие должны помнить. Художник (одновременно похожий на Джона Леннона, Гордона Фримена и Уолтера Уайта) встречает инопланетянина, принимающего форму всего, что он видит, и, разумеется, в страхе убегает. И нам практически без слов показывают его страхи - действительно, если человек, высшая форма земной жизни, может убить маленькую бабочку, почему еще более высшая форма жизни не может так же убить?.. Тем не менее, пришелец оказывается гораздо более мирным. Что тут страшного? Ну, в основном визуализация мыслей художника, представляющего, что пришелец может с ним сделать. Плюс психоделичные безумные трансформации пришельца и жуткие треугольные глаза. Ну и незабываемая мелодия из "Крестного Отца".
Если у меня были сомнения в том, помните ли вы "Контакт", то вот это вы точно должны помнить. 95% из вас, по крайней мере. Мультфильм, не являвшийся хоррором, но в свое время напугавший многих похлеще "Вия". Халиф-аист - экранизация (да, опять) сказки Гауфа. Молодой глупый халиф покупает у колдуна белый порошок, который превращает понюхавшего его человека в любое животное (я б сам не удержался и пошутил про кокаин, но я не уверен, существовал ли он во время написания сказки). Превратиться обратно можно только словом "Мутабор" ("я превращаюсь" по-латыни). Несмотря на некую безэмоциональность и отчасти даже уродливость происходящего на экране с самого начала, самой страшной сценой многие олдфаги называют то, что идет с 15:37 - колдун и его отвратительные на вид друзья-чудовища превращают крокодила в... странную пародию на человека. Его, кстати, никто в итоге так и не спасает.
А вот тут я не просто рад, что не видел этого в детстве. Я ОЧЕНЬ рад. Гипнэротомахия - абсолютный хаос из людей, животных и предметов. Безусловно, на эту тему стоит нарисовать мультик! Тут перед зрителем предстает то, как взаимопроникают друг в друга сны мужчины, женщины и собаки, со временем образуя кошмары (хотя, кошмар и трендец детской психике тут, как по мне, с самого начала). Создатели несколько вдохновлялись работами Дали, который Сальвадор. Мульт уже не советский, 92-го года. Все же рекомендую посмотреть.
А вот это, кстати, один из моих любимых советских мультфильмов. В "Стеклянной гармонике" зритель видит город Жёлтого Дьявола - мир, где умерли положительные качества людей, где ими правят грехи и пороки, где остановлены городские часы и нет течения времени. Любой лучик искусства, пробуждающего в людях что-то хорошее, тут же уничтожается Дьяволом. Со временем люди теряют все человеческое и деградируют. Но искусство не так просто убить, и в итоге оно побеждает пороки, возрождает в людях хорошее начало, и стрелки вновь ставятся на городские часы. Красивая и глубокомысленная картина, очень рекомендую к просмотру. Но знаю, что кому-то может не понравиться, ибо анимации мало и слов нет, так что тем, кто пришел за жуткими моментами, просто скажу - самая сумасшедшая и криповая сцена, где люди как раз теряют все человеческое и превращаются в сюрреалистичных тварей - с 8:33 по 9:52.
В 33 году планировали снять полнометражную экранизацию "Сказки о попе и его работнике Балде", но плёнка сгорела. Из всего фильма сохранился лишь фрагмент «Базар» со стихами Александра Введенского и недописанная и разрозненная партитура Шостаковича, восстановленная и дописанная учеником композитора в 2005 году. Несмотря на то, что отрывок маленький, даже с него можно нехило обосраться. Мерзкие рожи, постоянные крики, и главное - все постоянно лезут зрителю в лицо - думаю, комментарии излишни. А представьте, какой была бы вся полнометражка...
И под конец, пожалуй, выложу самый, на мой взгляд, страшный мультик, когда-либо произведенный в России. "Потец" Введенского - изначально произведение, на тему которого может быть огромный, ОГРОМНЫЙ, ГИГАНТСКИЙ СПГС. Мультфильм 91-го года же возвел этот СПГС в куб - анимированным это стихотворение выглядит еще более жутким. Возможные образы братьев как сталинистов, рыба, которая в разных культурах означает жизнь и смерть, вишня, сок которой превращается в кровь... Тут можно тучу всего развести. Психоделическая безумная анимация вкупе с монотонным безжизненным голосом отца лично меня впечатляет. И пугает.
Кстати, про голос... Это, возможно (но маловероятно), единственный мультфильм в списке, в котором ЕСТЬ что-то паранормальное. Культурный актер Евгений Стеблов, озвучивший мультик, после этого, появившись в ток-шоу, выглядел надломленным и испуганным человеком... Я, правда, был бы признателен тому, кто нашел бы это ток-шоу, ибо пруфов у меня нет и я не могу судить, правда ли это.
Ну, собственно, всё. Надеюсь, вы найдете и уделите время просмотру вышеперечисленных картин. А я хочу вас спросить - какие советские мультики пугали в детстве лично вас?.. Пишите в комментарии. А я, возможно, через год напишу и третью часть.
Ключевые слова: Мультфильмы СССР авторская история