Природные стихии
Гром происходит оттого, что Бог разбрасывает по небу камни или кидает их на землю, по небу на огненной колеснице ездит Илья-пророк или сражаются чудовищные летающие змеи. Огненные стрелы, падающие с неба, люди находят на земле в виде особых камешков - «громовых стрел», «чертовых» или «божьих пальцев». При вспышке молнии виден блеск разверзшихся небес. Во время грозы Бог поражает молнией черта: в этот момент он прячется в воду, под дерево, под камень или в некоторых животных. Поэтому в грозу опасно укрываться под многими деревьями или в воде. Градовыми тучами управляют небесные змеи-драконы или обитающие в тучах мифические существа, в которых превращаются самоубийцы, утопленники или висельники. Они гонят по небу тучи -«стада коров», толкут в ступах лед, делают из него град и наказывают им людей за их грехи.Град бьет, если женщина родит внебрачного ребенка, если мать убьет своего младенца, если повесившегося человека похоронят на кладбище, а не на месте его самоубийства. Когда надвигалась градовая туча, старались отвести или отогнать ее заклинаниями, испугать криком и шумом, «рассечь» топором или косой. На двор выкидывали хлебную лопату, кочергу и другую печную утварь. Чтобы остановить град, раскусывали градины, бросали их через голову или в огонь.
Обитатели загробного мира имеют власть и над дождем. Поэтому во время ненастья называли по именам утопленников и просили их прекратить дожди, а во время засухи голосили по мифическому утопленнику: «Макарка, сыночек, вылезь из воды, разлей слезы по святой земле!» Мороз представляли старичком с длинной седой бородой. От его стука наступают трескучие морозы. У мороза много общего с образом предка. Как и умерших, его приглашали на рождественский ужин: «Мороз, мороз, иди кутью есть! А летом не бывай, наших пашен не побивай, ячмень не съедай, а то привяжем к груше, пообрываем уши!»
Снег - это белые мухи, которые появляются на смену обычным, черным. Закончив осенью полевые работы, крестьяне старались выгнать мух из своего дома и приговаривали, призывая снежную зиму: «Черные мухи - из хаты, белые - в хату». Ведь чем обильнее снег на полях, тем богаче осенью будет урожай.
Метель представляли вьющимися возле улья пчелами или прядущейся пряжей. Снег на своем носу приносит лебедь. Журавли улетают с первым снегом под крыльями. Весной последний снег приносит на крыльях аист, а ласточки окончательно «вытрясают» его.
Ветер пребывает в земных пещерах, пропастях или ямах, а стерегут их летающие змеи, одноглазая ведьма или слепой старец. Местом обитания ветра считали также глухой лес, пустынный остров, заморские края или крутую гору. Ветры срываются с цепей, которыми они прикованы к скале посреди моря. Ветер можно вызывать, если свистеть, петь, дуть, размахивать руками, бить землю палкой. Мельники «запрягали» ветер, бросая с мельницы горсти муки. Ветер поднимается, когда повесится человек. В вое ветра слышны стоны висельника. Ветром сопровождается появление нечистой силы. Вихрь — это свадьба чертей. В нем крутятся черти, ведьмы и другие демоны. Радугу представляли змеем, который высасывает воду из рек. озер и колодцев и перекачивает на небо. Если мужчина пройдет под радугой, то превратится в женщину, а женщина - в мужчину. По радуге гадали об урожае -смотрели, какого цвета полоса окажется шире. Белый цвет означал хлеб, красный - вино, зеленый - пшеницу, синий - капусту и другие овощи, желтый - просо или подсолнечник.
Автор неизвестен .
Источник тут.
Новость отредактировал YuliaS - 11-09-2016, 16:43
Ключевые слова: Мифы славяне стихии