Призрак театра
Дом номер двадцать три украшает Тверской бульвар очень давно. Самые ранние сведения об этом здании относятся ко времени Екатерины II, к 1779 году, когда тайный советник князь И. А. Вяземский продал двор с домом в приходе церкви Иоанна Богослова за 3300 золотых рублей бригадирше А. С. Дмитриевой-Мамоновой. В описании особняк тогда уже был назван «каменными старыми палатами». Его протяженность по фасаду была значительно короче, чем сейчас. Дом в разное время многократно перестраивали и расширяли по заказу его владельцев: генерала-майора И. Ф. Дмитриева-Мамонова, затем полковника П. А. Кологривова, позднее представителей старинного рода Вырубовых. В середине XIX фасад переделали в модном эклектическом стиле. Ныне в нём расположился театр имени А.С. Пушкина.Среди актерской труппы и администрации театра поговаривают о том, что в театре поселился призрак. Версий и причине его появления существует две. Согласно одной из них, призрак является душой актрисы Алисы Коонен. Она прокляла театр, когда в пятидесятых годах прошлого века власти выселили из него ее саму и ее мужа, режиссера Александра Таирова, так как в подобных заведениях в те времена требовалось восхвалять режим. Сделала она это, возможно, из-за сердечной обиды, та как именно они с мужем являлись основателями театра.
Не выдержав такого удара, Таиров попал в психиатрическую больницу, а на посту руководителя театра люди менялись семь раз, престижность это заведение потеряло. Дела пошли на лад только с наступлением 1991 года. В этот благополучный год театр был освещен, а актеры увидели улетающую огромную синюю бабочку, вероятно, это была душа Алисы, которая обрела покой, простив обиды людям.
Вторая версия появления призрака связана со старым кладбищем за зданием театра, там, где ныне располагаются современные постройки. Прямо за театром, по адресу Богословский переулок, дом 4, расположена церковь Иоанна Богослова. Возле нее в петровские времена были захоронены стрелецкие воины, поднявшие восстание. В 1922 году из храма были изъяты все ценности. За этими действиями наблюдали
О. Э. Мандельштам и его супруга, которая записала все тогда происходившее. По ее описаниям, при входе в церковь никого не задерживали, всех пропускали. Священник, служивший тогда там, со слезами на глазах наблюдал за тем, как сдирают ризы и бросают иконы прямо на пол. Антирелигиозная пропаганда проходила под плач пришедших людей. В 1932 году храм должны были снести, об этом просил Московский Городской камерный театр (он же театр им. Пушкина), но архитектор Д. П. Сухов выступил в защиту церкви. Тем не менее, в 1933 году его закрыли, разрушили купола, а внутри расположились театральные мастерские, был организован склад для декораций и размещен столярный цех.
Реставрировать храм понемногу начали только в 1970-х годах. Крест был изготовлен заново, по фотографии из альбома Найденова, и была исправлена колокольня.
Ключевые слова: Театр бабочка кладбище