Люди-рыбы. Часть 3

Греческая мифология знает немало водных существ. Например, водных нимф океанид, дочерей титана Океана и титаниды Тетис, насчитывалось целых три тысячи. Они были связаны с реками, так же как и их братья. Среди потомков Океана и Тетис следует отдельно упомянуть прародителей следующих поколений водных дев — сына Ахелоя (отца сирен), дочь Дориду (жену морского старца Нерея и мать нереид, которых по разным версиям было от пятидесяти до ста).
Впрочем, происхождение мифологических персон — материя тонкая, и другие источники называют отцом сирен Форкиса, божество бурного моря. К нимфам водной стихии относятся также наяды, ведающие ручьями и родниками, и лимнады, обитающие в стоячих озерах и болотах. Казалось бы, их уже нельзя считать людьми-рыбами, поскольку они не имеют рыбьего хвоста... но, как мы убедились, и у русалок, и у сирен с хвостом тоже не все однозначно. Зато те же нереиды в лунные ночи выходят на берег, поют и водят хороводы... Не правда ли, знакомый обычай?Древнегреческий бог Тритон — сын Посейдона и Амфитриты, отец тритонов. По разным данным, он сочетает в своем облике черты человека, коня и рыбы. Вместо ног у него то ли один рыбий хвост, то ли два дельфиньих. Тритоны, сыновья Тритона и нимф, имели разный облик — мужчин с рыбьим или дельфиньим хвостом или ихтиокентавров — существ с человеческими руками, передними ногами коня и рыбьим хвостом. Они вместе с дельфинами сопровождают Посейдона и Амфитриту, трубя в раковины.
Увы, в настоящее время тритоны — могучие мужи если и не исчезли вовсе, то удалились в морские глубины и неохотно контактируют с людьми. Без проблем можно пообщаться только с тритонами — аквариумными амфибиями.
Протей (морское божество, а не названное в его честь хвостатое земноводное) тоже непосредственно относится к нашей теме. Морской старец, сын Посейдона и пастух тюленьих стад Амфитриты, он обладал пророческим даром — но более всего известен своей способностью менять обличье. Именно в этом смысле его имя стало нарицательным. Протею так досаждали желающие получить предсказание, что он соглашался прорицать будущее только тем, кто сумеет его застукать в истинном облике. Когда Менелай, возвращаясь из-под Трои, попал в Египет, ему удалось добиться предсказания от Протея. У морского старца была привычка выходить из воды на остров Фарос, чтобы вздремнуть там в тени скал, в окружении тюленей. Менелай с тремя товарищами подстерегли Протея во сне, схватили и не выпускали из рук, хотя тот принимал вид льва, дракона, дерева, текущей воды. Непонятно только, почему люди сочли истинным обликом морского метаморфа личину невзрачного старичка? Все же хвостатому в воде куда удобнее — спросите кого угодно, хоть русалок, хоть ундин или мерроу.
Морские девы и морские мужи.
Люди-рыбы встречаются в сказаниях и легендах самых разных народов по всему земному шару. В английском языке для их обозначения есть слова mermaid и merman (от восходящего к латыни устаревшего «mere», то есть «море», и «maid(en)» — девушка, молодая женщина, «man» — мужчина). Множественное merfolk — морской народ. Традиционно «mermaid» переводится на русский язык как «русалка», а с мужским вариантом переводчики всякий раз поступают по-разному. Впрочем, морские девы и мужи действительно очень похожи на русалок и русалов. Разница больше в том, как их воспринимают люди. Русалок считают нежитью, разновидностью неупокоенных мертвецов. А морские девы и их мужчины — самостоятельные существа, которые никогда не были людьми. Они обладают человеческими головой и торсом — и рыбьим хвостом. С распространением христианства в отношении европейцев к морским девам появился мотив обретения ими бессмертной души: будто бы именно к этому стремятся морские девы, вступая в связь с мужчиной, а особенно родив от него ребенка.Морские девы скорее неосторожны, чем злонамеренны, но это не мешает им губить людей. Подобно сиренам, они завлекают моряков песнями, очаровывают их и заставляют прыгать с борта в воду. Водные красотки то ли предвещают непогоду и кораблекрушения, то ли способны сами их вызвать.
В пресные воды морские девы тоже заплывают — поднимаются вверх по течению рек и добираются до озер. Как в море, так и в иных водоемах, они горазды увлечь приглянувшегося им мужчину на дно. Возможно, они по своему легкомыслию просто забывают, что люди неспособны дышать под водой. В отличие от соблазнительных женщин морского народа, их мужчины имеют уродливый и пугающий облик. Есть версия, что именно поэтому водные девы ищут человеческой любви. А, вот морские мужи людьми не интересуются.Морскому народу родственны роаны и селки, люди-тюлени, о которых говорится в ирландском, шотландском и валлийском фольклоре. По-видимому, та же раса на Оркнейских островах носит название финфолк. Селки могут сбрасывать тюленьи шкуры, становиться людьми и выходить из моря на землю. Если спрятать тюленью шкуру красавицы-селки, она (красавица, не шкура) останется на суше и может выйти замуж за человека, родить детей. Но если селки отыщет шкуру, она мигом обернется тюленем и исчезнет в волнах. В точности так же ведет себя женщина-мерроу, если запрятать ее красную шапочку, позволяющую дышать под водой. Ирландцы и шотландцы рассказывают, что мерроу могут прожить среди людей много лет, но потом все равно возвращаются в свой подводный дом. Дети от смешанных браков рождаются покрытые чешуей. Выглядят мерроу классическими морскими людьми — человек от пояса вверх, рыба от пояса вниз. Они более остальных сородичей благоволят людям. Если дева мерроу и утянет возлюбленного на морское дно, он не захлебнется, а останется жить там благодаря ее чарам.У мерроу между пальцами перепонки, что не мешает им держать в руках гребень и расчесывать на пробор длинные зеленые волосы. В основном истории повествуют о прекрасных девах мерроу. Об их уродливых мужчинах известно, что они держат в специальных клетках на морском дне души погибших моряков. Когда первые кельты ступили на землю Ирландии, морской народ уже резвился у ее берегов. И по сей день в шуме волн слышится музыка из подводных чертогов. Сказка Ганса-Христиана Андерсена «Русалочка» (1837) на века вперед задала романтический образ морской девы в европейской культуре. Да-да, знакомая нам с детства русалочка — на самом деле морская дева, «little mermaid», а еще точнее — «Den lille Havfrue». Скандинавское «хавфру» происходит от hav — «море» и frue — «госпожа, хозяйка». Еще хозяек моря зовут сьерами. Они способны менять облик — на суше выглядят как обычные девушки, в воде обретают хвост. Волосы у хавфру зеленые, золотые или серебристо-белые. Иногда они выходят к рыбацким кострам якобы согреться, а на самом деле соблазнить мужчин. Бывает, они спасают тонущих, но чаще утаскивают под воду. Им также приписывают способность предсказывать будущее и исполнять желания. Есть у скандинавов и мужская ипостась морского человека — это норвежский хавманен (Havmannen), шведский хавман (Havmand), датский хавманден (Havmanden).
Другой литературный образ морской девы — тоже романтический, но куда более мрачный, — это персонаж артуровского цикла Фея Моргана (Morgan Le Fay, Morganna, Morgaine, Fata Morgana). По одной из версий, волшебница Моргана живет в хрустальном дворце на дне моря и сбивает с пути моряков призрачными видениями. Скорее всего она просто одна из морген (morgens) — водных духов валлийской и бретонской мифологии. Моргены (морганы) заманивают людей на дно, очаровывая либо своей красотой, либо видениями подводных дворцов из золота,расчесываться они тоже любят, как же без этого.


Новость отредактировал WalderinG - 13-07-2011, 18:05
13-07-2011, 18:05 by ego41998Просмотров: 3 278Комментарии: 2
+1

Ключевые слова: Люди русалки

Другие, подобные истории:

Комментарии

#1 написал: Lemur
18 декабря 2013 14:58
0
Группа: Посетители
Репутация: (4|-1)
Публикаций: 107
Комментариев: 2 582
Интересно написано, но половину информации я уже знаю. ++++

         
#2 написал: Elena-lvs
15 июля 2015 00:17
0
Группа: Посетители
Репутация: (219|0)
Публикаций: 65
Комментариев: 1 794
Чудесненько... Замечательнинько
      
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.