Демантоиды
События, о которых сейчас расскажу, произошли в период с лета 2000 по весну 2001 года, как раз на стыке тысячелетий. Имена главных участников мной изменены, так как трагические последствия тех событий у многих ещё свежи в памяти.В то время я жил в Нижнем Тагиле Свердловской области. Среди моих знакомых был один мужик, охотник и рыбак, который и стал главным героем истории. Он был значительно старше меня, поэтому назову его Алексеем Ивановичем.
Как-то в один из своих озёрно-лесных походов он, несмотря на приличный опыт, заплутал в незнакомых местах. Дело усугубило то, что резко испортилась погода, и сгущались вечерние сумерки. Когда начал накрапывать дождь, Алексей Иванович приготовился уже мысленно к предстоящей ночи в промокшей насквозь одежде среди непролазной чащи, но вдруг выбрался на широкую пустошь. Это оказалась заброшенная старательская разработка с небольшим карьером, полузатопленным водой. У зарастающего молодым подлеском котлована торчала ржавая разукомплектованная драга, несколько забытых, покорёженных временем тракторов и ещё какая-то техника. Но самое главное, тут же находился и полусгоревший балок (передвижной домик-вагончик). Под него-то Иваныч и протиснулся, чтобы укрыться от начавшегося ливня. Балок, хоть и выгорел почти дотла, воду сверху не пропускал, под днищем было сухо.
Ночь путник провёл под балком, костёр разводить не мог, но зато не промок и особых неудобств во сне не испытывал. Единственное, снилась всякая чертовщина: пожар, крики, какие-то морды страшные и прочая жуткая хрень.
Под утро дождь перестал, и даже вышло солнце – погода на Урале меняется, как на фронте ситуация. Когда Алексей полез из-под балка наружу, зацепился за что-то острое рукой и довольно сильно поранился. Глянул и увидел торчащие из земли осколки стеклянной банки. Банка была вкопана вертикально, её стеклянная крышка с пружиной-прижимом валялась рядом. Алексей посветил внутрь фонариком и опешил от удивления. Литровая банка с разбитым горлом почти доверху была наполнена мерцающими в свете фонаря зеленоватыми камнями. Забыв про кровоточащую рану, Иваныч с помощью ножа выкопал и достал банку.
Камни очень напоминали изумруды, только отличались более тёплым, желтоватым цветом. Все минералы, как на подбор, крупные, с фалангу пальца взрослого мужика. Самый мелкий – как черешина. Попадались и небольшие друзы, украшенные несколькими самоцветами.
Распалённый азартом кладоискателя Алексей Иванович ещё часа два без устали перекапывал землю под днищем балка и около. И ведь нашёл-таки ещё одну банку, только жестяную, с приржавевшей крышкой, которую пришлось вскрыть ножом. Внутри оказались такие же неогранённые каменья, только размером поменьше, но красотой ничуть не уступающие первым.
Иваныч не слишком разбирался в минералогии, но сообразил, что найденные им камни – демантоиды – редкая разновидность граната. В районе Бобровки, где он находился, их добывала одна крупная фирма с названием «Горно-рудная компания», параллельно с изумрудами и другими самоцветами. Скорее всего, эта разработка и была одной из её производственных точек, впоследствии брошенная. Демантоиды в конце двадцатого века, по-моему, ещё не считались драгоценными камнями, и, похоже, строгому учёту на выработках не подвергались. Хотя и учётные камни тырили и тырят везде со страшной силой. А эти, видимо, один из старателей также вот скрыл от учёта, да в схроне оставил. Но по какой-то неясной причине так и не воспользовался несметным богатством. А богатство было, и в самом деле, несметное! Средняя цена (ординарного качества) огранённого камня нынче балансирует на уровне 500 долларов за карат.
Воодушевлённый удачей мужик совсем забыл про охоту с рыбалкой и, даже не позавтракав, стал искать дорогу из лесу. При свете солнца это оказалось достаточно легко. К вечеру уже сидел за столом и рассказывал жене и сыну с дочерью о своих приключениях. Камни тоже все показал, но договорились – никому ни-ни!
Не теряя времени, в ближайшие же дни договорился с одним огранщиком на обработку нескольких камней, для пробы. За работу тот попросил пару самоцветов. На том и договорились.
В срок заказ был выполнен, и все остались довольны, с замахом на дальнейшее взаимовыгодное сотрудничество. Но… Через пару дней небольшая мастерская огранщика полностью выгорела. Причина возгорания неизвестна - только, что загорелось ночью. Слава Богу, никто не пострадал. Дальнейшую обработку камушков Иваныч решил временно приостановить. А три огранённых демантоида у него выпросил восемнадцатилетний сын Андрей. Отцу признался, что хочет сделать королевский подарок любимой девушке (на перстень и серёжки), после которого та перестанет смотреть на других парней. Иваныч девушку Андрея знал давно, всё складывалось так, что молодые поженятся, поэтому против дорогого подарка не возражал. Выдал три переливающихся всеми цветами радуги демантоида отроку, а остальные камни припрятал в нескольких надёжных местах. Правда, себе и супруге заказал-таки по шикарному перстню в золотой оправе. Носил после с гордостью вместо обручального кольца.
Спустя месяц Алексей Иваныч на пару с соседом взялся обновить мягкую кровлю на своём и соседском гаражах. Ровную поверхность покрывали бикростом, а выемки и соединения заливали по старинке расплавленным битумом. И надо ж было так случиться, по неосторожности, Иваныч упал и в падении сунулся правой рукой прямо в ведро с пузырящейся битумной смолой!..
В полубессознательном от болевого шока состоянии незадачливый кровельщик угодил сразу на операционный стол. Вварившийся в ткани битум врачи снимали вместе с кожей и кусками омертвевшего мяса. Когда, очнувшись позже в палате, Иваныч спросил у хирурга про перстень, тот только покачал головой - не видел. Наверное, вместе с кусками битума и кожи в отходы попал - кто там разбирался во время операции. Что тут скажешь?..
Но ампутации (даже пальцев) Иваныч, к счастью, избежал, хоть на больничном провалялся долго, пропустив весь охотничий сезон.
А тут новая беда. Пока сидел дома на больничном, начал прикладываться к бутылочке. И раз по пьянке уснул, забыв выключить газовую плиту. Пожар.
Хорошо, бдительные соседи вовремя заметили неладное и вызвали пожарных с МЧС. Те выломали обе входные двери в горящую квартиру и вытащили очумелого от водки и угара Иваныча. Но квартира выгорела начисто. При тушении огнеборцы наткнулись на охотничий сейф, ну, и вскрыли тут же (мол, вдруг что взрывоопасное внутри). А там, кроме оружия, камни зелёные переливаются! Не все, но значительная часть. Сразу – милиция: откуда?
Пришлось Алексею Ивановичу рассказать. Так, мол, и так, нашёл случайно в лесу, там-то и там-то. Не раскололся, правда, что ещё в запасе камушки остались.
Так милиция вышла на эту «Горно-рудную компанию», разыскала некоторых бывших сотрудников. Руководство фирмы, само собой, уже в полном составе проживало в заграницах, но нескольких простых работяг-пьяниц выцепили, допросили, и тут выяснились довольно интересные подробности. В середине 90-х годов, на действующей тогда ещё старательской разработке, где обнаружились спрятанные в земле камни, однажды ночью случился пожар в бытовке мастера. Тогда из рабочих никто не пострадал. Один мастер-бригадир метался-метался, а когда понял, что пожар потушить не удаётся, зачем-то сам кинулся внутрь полыхающего балка. Зачем, стало понятно парой минут позже, когда он, весь в огне, выскочил обратно, прижимая к груди литровую банку с крупными изумрудами. Эту банку у него не могли вырвать из рук до самой больницы, где он потерял сознание, а потом и скончался от многочисленных ожогов. Скорее всего, и под балком сохранился ещё один его же схрон. Только с демантоидами.
В общем, найденные в сейфе камни у Иваныча изъяли, сказали «ай-я-яй», но закрывать не стали. И так мужик пострадал, да и под незаконный оборот драгоценных камней тогда демантоиды не попадали, кажется. А жить пострадавшая семья отправилась на дачу, благо, дом на берегу Черноисточинского пруда вполне заменил по комфортности сгоревшую «трёшку».
Но на этом трагические происшествия для семьи Алексея Ивановича не закончились. Не прошло и полмесяца с момента пожара в квартире, как случилась совсем жуткая вещь. Его сын Андрюха отправился на выходные на одну из ведомственных баз отдыха, совсем недалеко от города. Кстати, взял с собой и те камушки, которые отец для будущей невесты выделил. Хотел в романтичной обстановке сделать ей предложение руки и сердца. Но так и не успел. В пятницу вечером приехали, заселились большой компанией в два «финских» домика, погуляли до поздней ночи, как полагается, а под утро в одном из домов разгулялся пожар. Те, кто спал на первом этаже, успели вовремя выскочить, а двоим парням (один из которых был Андрей) путь наружу оказался отрезан огнём. В оконных проёмах стояли двойные рамы (домики использовались и в зимний период), причём створки полностью не открывались, а только форточки – для проветривания. Парни сгорали заживо. Один затих быстро, а Андрюха не переставал орать, а потом каким-то чудом выбил телом прогоревший оконный блок и вместе с ним упал вниз на землю.
Живого места на парне не было. Он ещё часа два был жив. Всё это время не переставал кричать жутким голосом, распугивая предутренний лес и вводя в кошмарное оцепенение спасшихся от огня компаньонов. Помочь ему они ничем уже не могли и прекратить мучения и агонию тоже никто не решался. А Андрей не переставал кричать страшным голосом. Некоторые слова можно было разобрать. Все запомнили, что он несколько раз выкрикивал: «Демон, демон!..» Девушка Андрея в то утро поседела.
Скорая приехала через несколько часов, потому что сотовых телефонов тогда ни у кого не было, машин у молодых ребят – тоже (на отдых их просто подвезли знакомые то ли на автобусе, то ли на пассажирской «газели»), стационарный телефон у сторожа этой маленькой базы не работал. Кстати, сцену пожара мне этот самый сторож и описал (я, по стечению обстоятельств, тогда как раз занимался её продажей).
В общем, итог пожара – несколько пострадавших и два трупа. В кармане у Андрюхи отыскали и три зелёных демантоида, в целости сохранности. Только золотинка от шоколадки, в которую они были бережно завёрнуты, обгорела…
Жена Алексея Ивановича после случая с сыном надолго попала в психиатрическую лечебницу. А младшая дочь без должного родительского присмотра связалась с дурной компанией, бросила школу и сутками не появлялась дома. Сам же Иваныч запил по-чёрному. Жил в гараже, ни на миг не просыхая. Мы, старые его знакомые, и по охоте, и по гаражу, пытались вернуть как могли мужика к нормальной жизни, но бесполезно. Про найденные демантоиды он тогда уже всем напропалую рассказывал. А ещё говорил, что это их хозяин его наказывает за то, что камушки присвоил. Якобы постоянно его обгорелую морду во сне видит. Тот, мол, гоняется за ним и хочет с собой утащить.
Но, где оставшиеся камни спрятал, никому не рассказывал, только показывал периодически, когда был более-менее трезв, по несколько штук, хвастаясь.
Прошла зима. Супруга в невменяемом состоянии всё так же находилась в дурке. Дочь связалась с каким-то нерусским мужиком и пропала из виду (говорили, что уехала вовсе с ним в Среднюю Азию). Алексей Иваныч уже несколько месяцев не работал, вышел на пенсию по инвалидности – рука так и не восстановилась, высохла и скрючилась. Про охоту и думать забыл, продолжал всё пить горькую. А накануне своего дня рождения, после мартовских праздников, и вовсе исчез. На воротах гаража только надпись мелом оставил: «Ушёл возвращать должок». Что это не чья-то злая шутка, понятно было сразу - почерк Иваныча. Через несколько дней, после того, как он так и не появился ни на даче, ни в гараже, объявили розыск и завели дело по статье «убийство». Проверили сразу ту злосчастную старательскую разработку в лесу. Нашли только машину Иваныча, брошенную на ближайшей дороге. И больше никаких следов. Пропал человек. Знакомые менты говорили, что основная рабочая версия – убийство с целью ограбления. Но я думаю, просто не выдержал мужик свалившихся на плечи бед и горя да, забравшись в глушь, сам руки на себя наложил…
В начале лета того же года какая-то фирма вновь пыталась возобновить там разработки и добычу камней, но лесной пожар уничтожил всю завезённую технику. Организаторы дела подсчитали убытки и, прикинув новые расходы, бросили затею. Так и стоит карьер бесхозный. Да и других подобных мест в окрестностях Бобровки, Петрокаменском районе и прочих медвежьих углах Свердловской области предостаточно.
Вообще, у камней, уверен, есть магическая сила. Кому-то она помогает, а кому-то - наоборот. Поэтому, ребята, искатели самоцветов, коих вас всегда много летом тащится в среднеуральские леса из Москвы, из Питера, и даже из-за границы, подумайте хорошенько… Может, всё-таки лучше в Турцию?
Ключевые слова: Самоцветы старатели изумруды Тагил пожар лес Урал авторская история