Директор кладбища
Один раз знакомый поведал мне историю о том, как в лихие девяностые он стал директором кладбища. Помню, подруга почему-то интересовалась: "Директор или хозяин?"Хозяин, но так себя никогда не называл.
Говорил, что крутился раньше в разных сферах бизнеса, парень башковитый, квартиру в Питере купил, бандитом не был, но связи в таких кругах имел, в те времена необходимыe, вот от таких знакомцев он и получил предложение выкупить кладбище на выгодных условиях. Рассуждал прагматично: с юридической точки зрения без подвохов, выкупай и наводи порядок, дело выгодное. "Почву прозондировал", может, есть другие претенденты или война за него бандитская? Нет, всё в порядке, из известных в городе "авторитетов", никто претензий не имел, и он согласился платить проценты, постепенно выкупая в собственность. Странное, конечно, дело, в то время и с бабушек, что семечками торгуют, чтобы процент получать, бандитские разборки случались, а тут тишь да гладь и никто не суётся. Хотя работы предстояло не мало, руководитель он был толковый и точно знал, как всё наладить. Пока землю приватизировали и переприватизировали, кладбище пришло в упадок и какое-то время было закрыто.
Подвох, конечно, был, как выяснилось, без всяких бумажек, имеющих какую-то юридическую силу, кладбище фактически было цыганским. "Разбирайся с ними, как хочешь, а процент плати," - сказали ему бывшие владельцы, вздохнув с облегчением. В Питере парень не рос, настоящих друзей у него не было, а бывшие партнёры по бизнесу, учуяв, что он "попал" и скоро начнёт просить в долг, растаяли как дым. Представления о том, с кем предстоит иметь дело, у друга не было, хотя нет, было - попрошайки в метро... Нанял он добрых молодцев и отправил припугнуть, те вернулись ни с чем, послав его самого, информировав, что у цыган лимузины и вооружённая охрана, золотые цепи толщиной в кулак и никого они не боятся. Хоронили цыгане, не уведомив, приезжали, когда хотели. Всё, что оставалось приятелю, это сидеть в засаде самому, ожидая, когда приедут, и думать:"Кто его закопает и где?" В одном из дозоров, когда стало темнеть, тот увидел, что рядом сидит старушка, как из-под земли выросла, тоже в кустах в засаде. Нарядная, акуратная, очень старая цыганка. Сильно удивившись, тот поздoровался и невольно спросил: "Бабушка, а что Вы тут в такой час делаете?" Та ответила, что ждёт кого-то из родственников и спросила: "А сам-то почему прячeшься, как вор? Украл, может, чего? "
Тот даже возмутился: "Никакой я Вам, бабушка, не вор! Я новый директор," - и рассказал всё, как есть, поделившись, что понятия не имеет, чем цыган напугать, чтобы порядок тут навести. Бабушка тоже возмутилась, что ночью в кустах можно кого угодно напугать, а проблему-то по людски решать надо. "Завтра похороны, все бароны соберутся, так ты встреть их, как подобает директору, представься, хоронить уважаемого человека не мешай, а спросят, объясни по-человечески, кто ты да чего тебе нужно," - сказала и изчезла, будто и не было её вовсе.
Так он и поступил, встал у ворот в назначеный час и встретил процессию, долго просто стоял рядом, потом оказался в машине с бароном, и никто даже не спросил: "Кто он вообще такой?" Уже после, на даче у барона, зашёл разговор, друг выразил соболезнования и пояснил, что он новый директор и ему надо договориться для порядка и документации. В итоге барон пояснил, что хоронят они не по всему кладбищу, а исторически на определённом участке, и они хотят сохранить этот участок, дабы соблюдать там свои традиции. Тот пояснил, что аренду они могу заключить официально, и им самим куда удобней на будущее иметь соответствующую документацию. Барон цыганский пояснил, что из-за постоянной смены руководства, угроз и замков на воротах, у него самого сердце не на месте, боялся, что и вовсе снести хотят, готов аренду хоть на 300 лет вперёд оплатить с учётом инфляции, лишь бы вопрос этот решить и спать спокойно.
Так и договорились, по-людски.
Ключевые слова: директор кладбища барон старушка участок авторская история