Анастасия была счастлива
«В Ростове-на-Дону в самом центре города есть небольшое давно закрытое кладбище. На нем покоятся старшие малолетние братья моей мамы (склеп в Великую Отечественную был разрушен) и глубоко верующая прабабушка, с которой и произошла эта история. Несколько дней город не бомбили, и хозяйка большой семьи велела дочери, моей бабушке Анастасии-Надежде, собираться на кладбище, расположенное неподалеку. Дело было к вечеру, но бабушка не возражала. Уложила спать маленьких дочерей и последовала за матерью проведать умерших в младенчестве сыновей и старших родственников. Было страшно, не ко времени разгулялся ветер. Но небо не беспокоило. Все, вроде бы, обходилось нормально. Но бабушка моя начала нервничать. Заволновалась и ее «стальная» мать. Площадь кладбища была тогда небольшая, но женщины стали плутать. Устали, присели на край чьей-то могилы. И вдруг появился старичок. Он велел женщинам скорее идти домой. Сказал, что вскоре бомба упадет на это место и вообще будет очень опасно. Вывел женщин на дорогу и пообещал, что Дмитрий, мой дед, вернется с войны живыми и с наградами (писем давно не было). А вот кузен деда, забыла имя, пал смертью храбрых, но могила останется неизвестной. И Анастасия родит мужу-фронтовику сына.Только они вернулись домой, началась бомбежка. Прабабушка упала перед своим иконостасом и указала на икону Николая Чудотворца: «Это он нас спас. Уверуй, дочь!» бабушке стало плохо. Внезапно появившийся и так же внезапно исчезнувший старичок – один в один с иконописным Святым. Они долго молились и благодарили Божьего Угодника за помощь. Дед вернулся с фронта, а его двоюродный брат пропал без вести. Бабушка родила сына Володю.
Сначала я воспринимала эту историю, как легенду семьи. Но в моей профессиональной практике была одна беседа с монахиней. Звали ее в монашестве, как и бабушку, Анастасия. (Я не упомянула, это имя бабушке дали родители, а она «перекрестилась» в Надежду.) В войну тогда еще Юлия была относительно молодой, но у нее на фронте сражались муж и двадцатилетний сын. В бомбежку она оказалась в бомбоубежище, переполненном людьми. Это было место, о котором ходили слухи, что здесь начинаются подземные переходы на другой берег Дона.
Юлия забилась в угол, где было полно строительного мусора, прислонилась к стенке и стала плакать. Ей привиделось, что сейчас бомба упадет в укрытие, все погибнут. Вспомнила мужа и сына, решила, что они убиты. Стала биться спиной об стенку. А там была плохо закрепленная дверь. Женщина очутилась в узком коридоре. Не помнила, зачем пошла по нему вниз. Говорила, спасения, вроде, искала. Заблудилась, впала в истерику. И встретился ей небольшого роста худенький старичок. Успокоил, утешил, пообещав, что муж и сын останутся живы, но от нее потребуется жертва Господу. Какая? Потом сама узнает, прозреет. Старичок указал ей дорогу наверх. Вышла она чуть ли не у самого берега Дона. Потом это место так и не нашла.
Неверующая Юлия пошла в церковь, просила беседы у батюшки. Но у того на нее времени не оказалось, а старушка-молитвенница долго с ней разговаривала и сказала, что встретила она Николая Чудотворца. И такое раньше с разными людьми бывало.
Муж и сын вернулись с фронта почти в одно время. Оба были дважды ранены, ни тому, ни другому медики жизни не гарантировали. И каково же было их удивление, когда мужчины не только остались живы, но на ноги встали и без костылей обошлись.
Пошла Юлия снова в церковь, благодарить Господа и Николая Чудотворца. Там ей и был знак, что должна она уйти в монастырь и до конца жизни в мольбах прибывать. Как не умоляли ее муж и сын отказаться от своего намерения, она стояла на своем, ради блага любимых.
Мы встретились с ней, когда Анастасии было под восемьдесят. Она иногда приезжала из дальнего монастыря в Ростов, чтобы, не нарушая покой близких, посмотреть на их житье-бытье. Муж и сын имели дружные большие семьи, детей, внуков, хороший достаток. И она не считала себя жертвой, Анастасия была счастлива».
Ключевые слова: Случай война кладбище