Шаровая молния. Глава из книги "Как будут без нас одиноки вершины"

Звонит Поляков. Он тогда работал инструктором ЦС «Спартак», спрашивает, почему мы не едем на Кавказ. Почему одна из сильнейших команд «Спартака» не участвует в первенстве ЦС. А мы с ребятами уже наелись альпинизма в том сезоне. Впрочем, долго я не сопротивлялся и начал обзванивать ребят. Первым согласился Башкиров. Наша команда к тому времени состояла из Башкирова, Саши Зыбина, Олега Коровкина и Вити Копрова. С нами поехал ещё и Юра Визбор.

Прилетели мы в «Узункол», все интересные маршруты уже разобраны. Есть там гора с очень красивой стеной, «Трапеция» называется. У многих альпинистов горел глаз на эту стену. Её не делали только по одной причине – она сильно била камнями. Била так, что камнепад перехлёстывал всю стену и уходил на ледник. Всё это непредсказуемо, но очень уж красивая стена. И мы заявили её на ЦС. Визбор тогда сказал: «Ты с ума сошёл?!»

Вышли мы на стену впятером. Юра шел с нами до штурмового лагеря. Идём мы по морене, по камням, которые слетели со стены. Юра беспокоен, я пытаюсь его заверить, что мы вернёмся, если почуем неладное. На этом и расстались. Но у него было предчувствие беды. Он мне неоднократно говорил – вернись. Юра был сильным телепатом.

Остались мы под стеной, день наблюдения, день обработка. На третий день мы прошли эту стену. И, представляешь, ни один камень нас не задел. Отколы, разрушение гигантского массива идёт потихоньку. Днем оттаивает, ночью замерзает. Нам повезло.

– Вот ты рассказываешь, Володя, и я вижу знакомую картину. По кулуарам и желобам с грохотом летят камни. Огромные «чемоданы», ударяясь, образуют небольшие облачка в виде каменной пыли. Вроде как разрывы небольших мин или снарядов. Всё несется вниз по кулуару, словно зона артиллерийского обстрела. И самый сильный обстрел в середине дня.

– В середине дня мы были уже высоко. Когда поднялись на гребень, началась непогода. Фронт идёт мимо нас, грозовая облачность. Видимости нулевая. Туман. Не видно, куда уходить с гребня. Поставили в снежной мульде палатку. Вернее, вкладыш от австрийской палатки, он меньше нашей памирки. Для пяти человек тесновато. Разобрали железо. Я попросил Коровкина и Башкирова не раздеваться на тот случай, если растянет облака и сможем увидеть спуск на ледник.

Устроились в палатке. И здесь опять сыграла роль моя судьба. Ещё раз убеждаюсь, что от своей судьбы никуда не уйдёшь. Я всегда спал в палатке слева, с краю. Это было мое место, хотя и не самое лучшее. Все это знали. А тут, поскольку было очень тесно, я и Зыбин, как самые крупные, легли головой внутрь палатки, а остальные «валетом» головой к выходу. Олег Коровкин лёг на моё обычное место – слева с краю. Мы дали вечернюю связь, сказали, что прошли стену. С нами всё в порядке, не можем пока спускаться из-за отсутствия видимости.

В два часа ночи я вдруг просыпаюсь и вижу, между мной и Зыбиным висит шар фосфорического цвета размером с теннисный мяч, который вдруг зажил своей жизнью. Не знаю, в какой последовательности он работал, но отметины оставил на каждом. Помню крики то с одной, то с другой стороны. Потом меня оглушил сильный разряд и ожог. Дальше – больше. Что происходит, не пойму. Сознание мерцает – то возвращается, то уходит. Сколько это длилось, не могу себе представить, да и никто не знает. Шаровая молния вела себя непонятно. Ткань (материал) не трогала. На моём спальном мешке она оставила отверстие диаметром сантиметра полтора – небольшая дырочка. А поражено было почти всё бедро. И палатка осталась цела. Слышал я только треск.

Кого и как она жгла, трудно сказать, но меня поджарила прилично. В голове одна мысль: если мы не сообщим по рации о происшедшем, мы не выдержим болевого шока. Попросил Капрова (он единственный, кто мог что-то делать) найти рацию и передать в лагерь, что мы срочно нуждаемся в помощи. Последнее, что я чувствовал перед потерей сознания, – это то, что мне выжигают бедро. Когда же вернулось сознание, у меня было ощущение, что я весь сгорел. Голова работает, а тела нет. Я не чувствовал ни боли, ни рук, ни ног. Ни чем не мог пошевелить. Сколько я пролежал в таком состоянии – не знаю. Одна мысль была, почему у меня работает голова, если я умер? Потом я ощутил пальцы левой руки и смог ими пошевелить. Я решил, если найду этой рукой у себя на груди зуб, то я жив и не совсем сгорел. Зуб кабана – мой амулет, талисман. Я родился в год кабана и всегда в горах ношу его зуб на цепочке. В Москве я его не надеваю, только в горах. Трогаю себя по груди, но зуба не нахожу. Делаю вывод, что сгорел. Но когда немного отпустило, и я почувствовал боль в ногах, понял, что жив. Прошу Витю Капрова развязать мне ноги. У меня сложилось впечатление, что ноги мои заплетены.

Стало отпускать, и я окончательно осознал необходимость связи и помощи, иначе мы долго не протянем. Связались и узнали, что люди к нам идут. Появилась надежда, надо было ждать.

Как потом оказалось, у меня восемь контактов с шаровой молнией в разных местах. Все ожоги 4-й степени, обугливание. У всех 4-я степень. Всё сразу сгорает до кости. Зыбин и Башкиров получили по шести. У Володи Башкирова ожоги выше левого глаза и на пятой точке, очень сильно поражено колено, рука. У Зыбина касание в мочеполовые органы. При мочеиспускании идёт жидкость с черными кусками. Один Капров получил незначительный ожог в пятку. Вниз он сам уходил. А вот Олег Коровкин, который лёг на мое место, получил три касания. Касание в солнечное сплетение, видимо, всё и решило.

Когда я пришёл в сознание, то потрогал его, он лежал рядом, и я понял, что он мёртв. Но я дал команду Капрову реанимировать его: искуственное дыхание рот в рот, массаж сердца.

Утром слышим по связи, что группа Кавуненко погибла на «Трапеции». Видимо, произошла путаница и решили, что погиб не только Олег, но вся группа.

Спасотряд возглавлил Боря Кораблин. Боря боец, спортсмен высокого класса. Когда я узнал, что он идет к нам, мне стало легче чисто психологически. Он подсчитал и сказал, что в 12 будет у нас. До 12 организм ждал, а когда пошла задержка по времени, боль начала усиливаться. А тут еще солнце стало припекать, обожжённые места горят. Башкиров отключился мгновенно, полностью вырубился. Саша Зыбин ведёт себя нормально, но у него подгорела мошонка и он очень переживает, как дальше всё пойдёт, будут ли дети. Я говорю: «Если ты, Саша, справляешь нужду, значит всё у тебя в порядке, ты на все 100% мужик». Не знаю почему мне в голову такое пришло, но, представляешь, он поверил и успокоился. В дальнейшем у него родился сын.

Подошёл спасотряд. Ребята немного задержались и это ожидание мы пережили очень тяжело. Я был в сознании.

Доктор предложил обработать ожоги спиртом. Я говорю, мы все поумираем от болевого шока, давайте лучше выпьем по 100 граммов спирта, а ты сделай нам обезболивающие уколы. Башкирову пришлось открывать челюсть чуть ли не ножом. Все в отключке, кроме меня. Не знаю от чего. Может, на мне лежала ответственность за группу.

Уложили нас на акии. Ожоги мокрые. Самое страшное – это перевязки. Меня отправили последним.

Очнулся я, когда нас почти вepтикально несли по травянистому склону. Думаю, не уронили бы. Подошёл мой сын Игорь. Принесли нас в лагерь. Врач Элконев начал делать перевязки. Невесёлое дело. Лежим мы после этого с Сашей Зыбиным и Володей Башкировым, и я предлагаю выпить коньяку. Володя не мог пить, был без сознания, а мы с Сашей выпили за милую душу бутылку. Стало легче.

Под утро приехала Люся Коровкина. Приходит ко мне: «Где Олег? Я привезла медикаменты, всякие лекарства, нужно ему помочь». «Люся, – говорю, – Олега нет, он от нас ушел. Мы оставили его там, где всегда снег, где холодно». Объяснил ей, как мог. И без всяких истерик выпили мы с ней коньяку. Почему я всё время говорю, выпили, выпили. Это снимало боль, но как ни странно, хмеля никакого не было.

Нас хотели перевезти вертолетом, но погода не позволила. Тогда акии погрузили в грузовик. Просто так лежать трудно, как не положи, всё равно попадаешь на обожженное место. А тут по горной дороге...

Приехали в Карачаевск. Из больницы вышел врач, поднялся на колесо, посмотрел на нас и говорит, таких больных не берём. Повезли нас в Пятигорск. Начался проливной дождь, кое-как натянули брезент, везде подтекает. Я лежу в акии, как в корыте с водой. Думаю, теперь я умру от воспаления легких.

Автор - Владимир Кавуненко.
Источник.

16-02-2020, 09:05 by ЛетягаПросмотров: 4 941Комментарии: 35
+39

Ключевые слова: Кавказ альпинизм восхождение шаровая молния спасработы

Другие, подобные истории:

#1 написал: DRUID
16 февраля 2020 09:45
Комментариев: 1 459
Истории о происшествиях в горах очень жуткие. Люди гибнут целыми группами и часто их останки остаются там в горах. Опасное увлечение.
Недавно смотрела про группу Коровиной Буряцкий перевал, это жуть, выжила только одна девочка.
Группа Эльвиры Шатаевой Пик Ленина, там были одни женщины, хотели доказать, что они без мужчин могут покарить пик, не смогли, погибли все.

#2 написал: зелёное яблочко
16 февраля 2020 10:26
Группа: Активные Пользователи
Публикаций: 141
Комментариев: 6 917
Какая жуть. Будто месть горных духов за покорение стены.

#3 написал: marzzz
16 февраля 2020 10:30
Группа: Комментаторы
Репутация: (655|0)
Публикаций: 108
Комментариев: 7 377
Жуть, кровожадная молния попалась. Как всех покоцала, а некоторых - в причинные места! По какому принципу такая избирательность, интересно?

Да, занятие у ребят и так опаснейшее, а тут ещё бешеные шаровые молнии! yaaah

#4 написал: DRUID
16 февраля 2020 11:14
Комментариев: 1 459
Моей бабуле было лет 8 её брату 10 и маленькой сестрёнке 3 года. К ним в дом залетела шаровая молния, они замерли, очень боялись, что маленькая зашевелится. Шар покружился залетел в печь потом видимо в трубу вылетел.
Мать моя видела шаровую, она залетела на летнюю кухню, покружилась вокруг магнитофона и улетела.
Мне было лет 14, мы с друзьями увидели в воздухе над деревьями два огненных шара.

#5 написал: Летяга
16 февраля 2020 11:23
Цитата: DRUID

Там из-за погоды всё так сложилось. Если бы альпинистки были уверенны в том, что им ещё раз позволят "дамское" восхождение, они бы просто спустились, не дожидаясь такого "трындеца". Сложно всё. В моём городе в 2004 году группа на Эльбрусе в мае погибла, 7 человек. Тоже погода. Нашли трёх, я их знала, с одним даже в горы вместе ходили.

#6 написал: DRUID
16 февраля 2020 11:30
Цитата: Летяга

Да раньше люди гибли за идеи, сейчас от спайсов и алкоголя.

#7 написал: Летяга
16 февраля 2020 13:35
Цитата: DRUID
Да раньше люди гибли за идеи, сейчас от спайсов и алкоголя.

"Так лучше, чем от водки и от простуд" (С) В.С.Высоцкий.

На самом деле люди мало изменились. С алкоголем и наркотиками всегда будет больше, потому что это проще.

#8 написал: stahlratte
16 февраля 2020 14:19
+10
Репутация: (20|0)
Публикаций: 6
Комментариев: 390
Не, уж простите, никогда не пойму всяких альпинистов, гонщиков и прочих, в общем экстремалов. Сознательно на это идут, знают, что очень опасно, но все равно идут. Че потом ныть то? Некоторых потом ещё героями называют, а в чем героизм? Героизм это когда есть цель, оправдывающая риск, цель не просто покорить вершину ради какой-то там идеи
Вот пожарные, спасатели, или к примеру шахтеры, вызывают уважение, а остальные нет

#9 написал: toks1972
16 февраля 2020 14:48
Репутация: (7|0)
Публикаций: 1
Комментариев: 318
про шаровую молнию я почему-то начала искать инфу в 10-13 лет (1982-85). что меня сподвигло - хз. инета тогда не было. помню, что из научных журналов в читальном зале библиотеки вырисовывала и выписывала, что бывает такая вот и такая, и грушеобразная. сама вроде как не сталкивалась с ней (ну по кр мере не помню), хотя "мельтешащие огонечки" в небе (нло?) видела и до и после. а потом - как отрезало. до сих пор не знаю на что мне сдалась инфа про эту молнию. и ведь не лень было таскаться в читальный зал. при том, что подросткам всегда есть чем заняться.
до сих пор помню какую-то невнятную статью академика капицы. типа бла-бла, никто ниче не знает.

#10 написал: зелёное яблочко
16 февраля 2020 15:06
Группа: Активные Пользователи
Публикаций: 141
Комментариев: 6 917
Цитата: stahlratte

Изощренная форма аутоагрессии. Человеческий мозг хитер. Такие подвыверты. Когда традиционным образом самовыпилиться осуждаемо обществом, или даже самим индивидом. Тогда либо девиации разные, со знаком минус. Либо этот самый « героизм», экстрим и сё такое

#11 написал: Летяга
16 февраля 2020 15:21
Че потом ныть то?

Покажите мне, где тут кто ноет?

#12 написал: kusi

#13 написал: Tigger power
16 февраля 2020 20:09
Комментариев: 5 963
Жуть какая! Каждый сам решает что и как ему покорять, страсть к небу, к горам, к глубинам у меня вызывает восхищение. Сама высоту не люблю, люблю глубину. +

#14 написал: Jako tako
16 февраля 2020 20:10
Репутация: (214|0)
Комментариев: 1 101

Я всегда думала, что это адреналин. Ради него все. crazy
Так я и не поняла, Олег реально погиб или герой просто сам так додумал..

#15 написал: Мария Сайгина
16 февраля 2020 21:48
Репутация: (174|0)
Публикаций: 17
Комментариев: 1 925
Я тоже считаю, что адреналин. Может людям это требуется как воздух. Все мы разные.
И пусть говорят, да, пусть говорят,
Но - нет, никто не гибнет зря!
Так лучше - чем от водки и простуд.
Другие придут, сменив уют
На риск и непомерный труд, -
Пройдут тобой не пройденый маршрут.

#16 написал: Tigger power
16 февраля 2020 22:10
Цитата: Jako tako
Я всегда думала, что это адреналин. Ради него все.

Мне кажется не только в этом дело, еще узнать возможности своего тела. духа, узнать человека рядом идущего. Ой как люди раскрываются с другой стороны, и нигде больше ты этого не узнаешь.

#17 написал: Arhip
16 февраля 2020 22:38
Группа: Комментаторы
Репутация: (1891|0)
Публикаций: 88
Комментариев: 1 869

Я всегда думала, что это адреналин. Ради него все. crazy
Так я и не поняла, Олег реально погиб или герой просто сам так додумал..

Я тоже не пойму. Просто нравится людям. Я в горы не лазил, но по молодости часто искал приключений на свой организм. И находил. И часто для организма это плохо заканчивалось. А вот зачем я их искал - объяснить не могу. С башкой наверное что-то не то было.

#18 написал: stahlratte
16 февраля 2020 23:13
Репутация: (20|0)
Публикаций: 6
Комментариев: 390
Цитата: Летяга
Че потом ныть то?

Покажите мне, где тут кто ноет?

Конкретно тут - никто. Это я так, рассуждаю. Просто обычно гибель экстремалов преподносится как смерть героев и сопровождается стенаниями. Я об этом.

Я согласна с яблочком, наверно, аутоагрессия и все такое...
Я сама на горы слюну пускаю. Нравятся они мне, но покорять вершины вот не тянет совсем

#19 написал: Летяга
17 февраля 2020 08:57
Цитата: stahlratte

Так это не к экстремалам вопрос, а к журналистам, которые ради "хайпа" готовы практически на всё. Это просто спекуляции на чужом горе.
Цитата: Jako tako
Так я и не поняла, Олег реально погиб или герой просто сам так додумал

Погиб.
Вообще гроза в горах - это очень страшно (и при этом ужасно красиво). Шаровых молний я, к счастью, не видела.
А адреналина в восхождениях не очень много, на спортивных сплавах его гораздо больше. Или в лыжах и сноуборде.

#20 написал: VicZhou
17 февраля 2020 10:06
Репутация: (11|0)
Публикаций: 3
Комментариев: 455
В источнике продолжение и комментарии очевидцев. Весьма занятно, но смысл до сих пор не ясен- кто это был и зачем мучил людей? Вспоминая, например, историю дятловцев, меня терзают сомнения насчёт шаровой молнии. А вот на действие какой-то горной сущности и там и там похоже.

#21 написал: Sisi
17 февраля 2020 10:28

#22 написал: Black Bagira
17 февраля 2020 12:46
Комментариев: 1 686

А я вот как раз думаю на шаровую молнию

Тоже думаю, что и с дятловцами было нечто похожее, тем более там на снимках запечатлено что то похожее на плазмоиды...

Вот и в истории V.V.Pukin чуть ниже тоже самое, опять ожоги.

#23 написал: Sisi
17 февраля 2020 16:23
Цитата: Black Bagira

А я вот как раз думаю на шаровую молнию

Вот и в истории V.V.Pukin чуть ниже тоже самое, опять ожоги.

Я просто задаюсь вопросом, что могло так испугать бывалых лыжников , спортсменов, чтоб они бросились в рассыпную в одних носках и без курток , при -30?
#24 написал: Light_a_dark
17 февраля 2020 16:41
Репутация: (490|0)
Публикаций: 44
Комментариев: 1 789
Цитата: Sisi

Вот - вот. При этом следы радиации, переломанные кости, ушибы и т.д. Если принимать во внимание физические явления и действия, то кто-то избивал, издевался, облучал и жег, причем зверски. Кто или что?

#25 написал: Sisi
17 февраля 2020 17:32
Цитата: Light_a_dark
Цитата: Sisi

И по экспертизе , это они сами своим ножом разрезали палатку и выбежали!
#26 написал: Серебряная пуля
18 февраля 2020 05:49
Репутация: (3030|-1)
Публикаций: 105
Комментариев: 6 224
Действительно, на земле не встретишь и десятой доли тех красот и чудес, чем в горах.

Мне всегда хотелось увязаться за теми, кто поднимался выше нас.

В горах много опасностей, жаль, что ребятам не повезло, действительно жутко пройти камнепад и пострадать от шаровой молнии. Странно, что она так себя вела, как вообще попала в палатку, почему обожгла кожу сильнее чем штаны?

Интересно: Удалось ли учёным поймать и изолировать шаровую молнию?
О характере и интеллекте шаровой молнии, рано говорить. У нас под новый год один парень решил из ракетницы в форточку пальнуть и не попал. Человек 20 в небольшой комнатке сидело вокруг стола. Говорят, отскакивая от стен ракета летала довольно долго, никого не задев. Что очень странно. Даже удивительно, ведь все стены были в дырах, с низу до верху.+++

#27 написал: Light_a_dark
18 февраля 2020 09:19
Репутация: (490|0)
Публикаций: 44
Комментариев: 1 789
Цитата: Серебряная пуля

Очень похоже на то, как происходит самовозгорание людей. Одежда почти не тронута, а тела сгорают.

#28 написал: Tigger power
18 февраля 2020 11:26
Цитата: Серебряная пуля

Теплопроводимость разная у штанов и тела, состоящего из воды.

#29 написал: Серебряная пуля
18 февраля 2020 14:21
Репутация: (3030|-1)
Публикаций: 105
Комментариев: 6 224
Цитата: Tigger power
Цитата: Серебряная пуля

Теплопроводимость разная у штанов и тела, состоящего из воды.

Видимо так, материал специальный, сохраняющий тепло. Дедушка мой в детстве мне рассказывал наоборот, что материал опалила, а кожу -нет. Но брюки были обычные, а поведение молнии тоже странное, несколько раз облетела их компанию шедшую с рыбалки.

#30 написал: Ягсе
23 февраля 2020 00:16
Репутация: (4|-1)
Публикаций: 0
Комментариев: 260
Интересная история.

Страницы:   1 2
На страницу:
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.