Сахалинский тоннель

Сахалинский тоннель (Стройка 506).

Идея строительства тоннеля на Сахалин выдвигалась ещё в конце XIX века, однако из-за экономической нецелесообразности и дефицита средств так и не была реализована. Изыскания на тему строительства тоннеля предпринимались в 1929–1930 годах.

5 мая 1950 года Совет министров СССР принял секретное постановление о сооружении железнодорожной линии Комсомольск-на-Амуре – Победино на Сахалине с тоннелем под Татарским проливом, а также паромной переправы как вспомогательного варианта. Спустя неделю приказом министра внутренних дел в системе ГУЛЖДС было создано два номерных подразделения: “Строительство № 506” с центром в Александровске-Сахалинском и “Строительство № 507” с центром в Де-Кастри. Вместе с учрежденным непосредственно для прокладки тоннеля “Строительством № 6 МПС СССР” они образовали систему, объединившую огромные материальные ресурсы, рабочую силу и технику. По плану общая протяженность железнодорожной линии составляла более 1000 км, тоннеля – около 10 км. Предполагалось завершить сооружение железной дороги и тоннельного перехода в 1955 году, а двумя годами раньше открыть сквозное временное движение с использованием паромной переправы.

Тоннель предполагалось использовать в военных целях – для снабжения дислоцированных на Сахалине частей Советской армии. Строительство тоннельного перехода было поручено МВД СССР (железнодорожные ветки) и МПС СССР (тоннельные работы, в 1952 году также передано в ведение МВД).

Технические условия на проектирование тоннеля и прилегающих железных дорог были утверждены 6 сентября 1950 года. В целях ускорения строительства трассу предполагалось сооружать по упрощённой (фактически – временной) схеме, например, на первых этапах строительства допускалось использование непропитанных шпал. Детальных инженерно-геологических изысканий в районе предполагаемого строительства тоннеля не проводилось.

На территории Сахалина длина линии железной дороги от станции Победино до мыса Погиби (начало тоннеля) должна была составить 327 км. Ось тоннеля под Татарским проливом начиналась у разъезда Погиби, в 23 километрах от него располагалась станция Ванги, от которой предполагалась ветка на юго-запад до мыса Уанги, где возводился причал для морского железнодорожного парома. Всего на островной части магистрали планировалось сооружение девяти железнодорожных станций.

Протяжённость тоннеля от мыса Погиби на Сахалине до мыса Лазарева на материке должна была составлять около 10 км, его трасса проходила севернее паромной переправы.

На материке на участке Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань предполагалось строительство ветки от мыса Лазарева до станции Селихино с ответвлением к временной паромной переправе. У озера Кизи планировалось строительство тяговой электростанции.

Окончание строительства с организацией временной паромной переправы было намечено на конец 1953 года, а пуск в эксплуатацию тоннеля – на конец 1955 года. Общий грузооборот проектируемой линии в первые годы её эксплуатации предусматривался в 4 миллиона тонн в год.

Строительство железнодорожных веток к тоннелю вели, в основном, заключённые ГУЛАГа. К началу 1953 года общая численность строителей железной дороги по обоим берегам пролива составляла более 27 000 человек. Строительство, особенно на Сахалине, велось в условиях фактически полного отсутствия инфраструктуры и недостатка техники, из-за аврального характера работы бытовые условия в лагерях для заключённых были неудовлетворительными даже по нормам ГУЛАГа.

На материке было построено 120 км железнодорожного полотна широкой колеи по правому берегу Амура от станции Селихино до станции Чёрный мыс (дорога в дальнейшем использовалась для вывоза древесины). В районе предполагавшейся паромной переправы были отсыпаны дамбы (их остатки видны и сейчас), проведены подготовительные работы по сооружению пирсов. На мысе Лазарева, откуда предполагалось прокладывать тоннель, был прорыт ствол шахты, в 1,6 км от берега был насыпан искусственный остров диаметром 90 м.

На Сахалине работы велись в худших условиях, и ни одного километра железной дороги построено так и не было. Проведённые работы по подготовке трассы (земляные работы, вырубки и др.) позволили построить грунтовую автодорогу Ныш — Погиби, которая в советское время использовалась для вывоза древесины.

В настоящее время дамбы, которые шли к искусственным островам, размыты, инфраструктура и постройки практически не сохранились. Остался лишь вертикальный ствол технической шахты — наполовину затопленный и захламлённый.

Примерная схема трассы туннеля Сахалин-материк (источник - статья из журнала "Техника - молодёжи" №7`1996)
Сахалинский тоннель

Виды пгт Лазарев
Сахалинский тоннель

Сахалинский тоннель

Начало дамбы (ныне размытой) с мыса Средний на искусственный остров
Сахалинский тоннель

Сахалинский тоннель

Искусственный островок и Сахалин на дальнем плане
Сахалинский тоннель

Сахалинский тоннель

Инфраструктурные элементы на м.Средний, близ шахты
Сахалинский тоннель

Сахалинский тоннель

Сахалинский тоннель

Техническая шахта.

Глубина порядка 55 метров, диаметр около 9 метров, ствол забетонирован и облицован чугунными тюбингами, крепящимися друг к другу двенадцатью болтами.
Сахалинский тоннель

Сахалинский тоннель

Сахалинский тоннель

Сахалинский тоннель

Сахалинский тоннель

Сахалинский тоннель

Вес каждого тюбинга 300 кг, на всех маркировка "ЭН 5" и номера
Сахалинский тоннель

Сахалинский тоннель

Сахалинский тоннель

Сахалинский тоннель

В средней части спуска нагромождение гнутых швеллеров — обрушенные конструкции
Сахалинский тоннель

Сахалинский тоннель

Сахалинский тоннель

Сахалинский тоннель

В свободном доступе лишь верхние 20 с небольшим метров. Далее идёт пласт захламления грунтом и деревянно-металлическим мусором, покоящийся на ледяной подушке. Сохранились вертикально идущие трубы водоотлива, а так же, фрагментарно, изоляторы электроснабжения
Сахалинский тоннель

Сахалинский тоннель

Подо льдом и по краю мусорного "острова" — вода
Сахалинский тоннель

Автор: hajoff.
Источник.

Новость отредактировал YuliaS - 11-04-2016, 14:55
11-04-2016, 14:55 by TiamatПросмотров: 6 018Комментарии: 5
+13

Ключевые слова: Заброшка тоннель Сахалин

Другие, подобные истории:

Комментарии

#1 написал: Lynx
11 апреля 2016 16:50
+1
Группа: Друзья Сайта
Репутация: (3783|0)
Публикаций: 482
Комментариев: 2 194
АААА! Вот в заброшках определенно своя манящая красота!))) +
                 
#2 написал: Winnie-the-Pooh
12 апреля 2016 00:38
+1
Группа: Комментаторы
Репутация: (2830|-1)
Публикаций: 33
Комментариев: 9 401
Эээх, очередное бездарно похеренное эпическое сооружение((...Плюс!
               
#3 написал: Летяга
14 апреля 2016 03:07
+1
Группа: Модераторы
Репутация: Выкл.
Публикаций: 615
Комментариев: 7 714
Безхозяйственность, конечно, запредельная. И не только на Сахалине. Но какая шахта! Есть вот в таких заброшенных сооружениях своя эстетика. Шахта меня очаровала!
Плюс.
                        
#4 написал: КИМ
22 апреля 2016 22:40
0
Группа: Друзья Сайта
Репутация: Выкл.
Публикаций: 45
Комментариев: 5 205
Сколько людей положили ни за что...+
           
#5 написал: Сделано_в_СССР
15 октября 2017 05:28
+1
Группа: Журналисты
Репутация: (2425|0)
Публикаций: 1 233
Комментариев: 8 648
И снова отличный погибельный проект, счастливо похороненный. +++
                           
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.