Цомпантли - стена черепов

Цомпантли - стена черепов

Цомпантли - стена черепов

Цомпантли - стена черепов

Цомпантли или стена черепов — тип деревянной стойки или частокола, существование которого подтверждено в документальных источниках ряда мезоамериканских цивилизаций. Использовался для публичного выставления на показ человеческих черепов, как правило — военнопленных или жертв жертвоприношений.
Название идёт из классического языка ацтеков науатль, однако оно также широко применяется для аналогичных структур, представленных у других цивилизаций. Его точное происхождение не определено, но общая трактовка — "стойка черепов" или "стена черепов". Её можно проследить сравнив слова науатля "цонтекоматль" (аст. tzontecomatl) ("череп" от цонтли или цом — "волосы", "скальп", а также текоматль "тыква" или "вместилище"), в сочетании с памитль ("символ"). Этот вывод призван объяснить описания в нескольких кодексах, которые ассоциируются с этими символами; однако Фрэнсис Карттунен предположил, что пантли означает просто "ряд" или "стена".

Цомпантли - стена черепов

Цомпантли - стена черепов

Цомпантли - стена черепов

"Цомпантли были распространены по территории всей Мезоамерики. Однако в зависимости от региона их конструкция сильно отличалась. Сегодня археологи находят множество остатков стен черепов среди руин ацтекских поселений. У этих индейцев стена представляла собой деревянный каркас, состоящий из вертикальных и горизонтальных перекладин. В самих черепах по бокам проделывались отверстия и их просто надевали на горизонтальные перекладины. Интересно, что у майя цомпантли имели почти такую же конструкцию, за тем лишь исключением, что черепа нанизывались на вертикальные перекладины. Кстати говоря, именно такой способ позволял проделывать в черепах только одно отверстие. Стены из черепов в том или ином виде встречаются также и у тольтеков, и у миштеков.
Руины цомпантли располагались главным образом в мезоамериканских поселениях позднего постклассического периода (с XIII по XVI век), а также в индейских городах, завоеванных конкистадорами (с середины XVI по XVII век). Описания стен из черепов часто встречаются в индейских кодексах, а также в записях испанцев, прибывших в Новый Свет. Тем не менее есть свидетельства того, что структуры, подобные цомпантли были распространены и в цивилизации сапотеков со второго по третий век нашей эры, руины поселений которые находятся в Ла Койторе, Оахака. Другие примеры стен из черепов можно увидеть в цивилизации майя, на таких археологических площадках, как Ушмаль и Пуук, а также в других областях Юкатана на сайтах, датируемых примерно концом девятого века. Особенно хорошо сохранилась цомпантли на обширной территории сайта Чичен-Ица.
Существуют многочисленные изображения цомпантли и в ацтекских кодексах, датируемых временами прибытия конкистадоров или вскоре после испанского завоевания Мексики. Самые известные среди них - Дуран Кодекс, Кодекс Рамиреса и Кодекс Борджиа. Также во время пребывания экспедиции Кортеса в столице ацтеков Теночтитлане (сначала в качестве гостя, а вскоре и в качестве завоевателя), конкистадоры писали, что видели деревянный алтарь, украшенный черепами людей, которых принесли в жертву. В рамках огромного храмового комплекса Великой пирамиды Теночтитлана (Темпло Майор) можно увидеть не только саму цомпантли, но и рассказ о том, как она создавалась, высеченный на каменных стенах храма.
По словам Берналя Диаса дель Кастильо, написанным по свидетельствам очевидца через несколько десятилетий после событий в книге "Завоевания Новой Испании": "Когда экспедиция Кортеса вынуждена была пойти на временное отступление при захвате Теночтитлана, ацтеки возвели временные цомпантли для обороны, которые состояли из голов испанцев и их лошадей". Кстати говоря, не удивительно, что на этот раз ацтеки использовали черепа животных, хотя такой традиции и не было. Дело в том, что индейцы до селе не видавшие лошадей, увидев всадников, считали их какими-то необычными четвероногими существами с двумя головами. Поэтому, чтобы устрашить врага, цомпантли включала "обе его головы". Это событие изображено и в нескольких ацтекских Кодексах, которые рассказывают историю этого и других боев, которые в конечном счете привели к захвату города испанскими силами и их союзниками. На основании данных из записей конкистадоров Андреса де Тапиа и Фрайя Диего Дурана, учёный Бернард Ортис де Монтеллано подсчитал, что во время того сражения в основной цомпантли было использовано более чем шестьдесят тысяч черепов. А кроме неё, в Теночтитлане было по крайней мере ещё пять стен черепов, но они были гораздо меньше.

Цомпантли - стена черепов

Цомпантли - стена черепов

Цомпантли - стена черепов

Какой же сакральный смысл несли цомпантли? Учёные считают, что таким образом ацтеки, а также другие месоамериканские индейцы пытались придать ритуальное значение смерти своих врагов. Ведь стена из их черепов не только лишний раз докажет превосходство её создателей, но и устрашит захватчиков. Помимо этого цомпантли часто можно наблюдать в качестве контекста к площадкам для игры в мяч по всей Центральной Америке. Они были широко распространены среди очень многих индейских культур. Учёные склонны полагать, что в этом случае цомпантли были использованы в качестве выставки для голов проигравших, ведь игра в мяч также имела огромное ритуальное значение. Впрочем, проведенные недавно исследования, указывают, на то, что в стенах черепов использовались головы не проигравших, а победителей. Ведь честь принять такую смерть выпадала не каждому.
Однако не все игры приводили к этому результату. Хотя некоторые исследования показывают, что в качестве соперников у индейцев нередко выступали пленники, поэтому их черепа на цомпантли — двойное доказательство победы. Например, в руинах Тулы, бывшей столицы тольтеков, есть хорошо сохранившаяся стена черепов и соответствующая надпись на площадке для игры в мяч, которая гласит о том, что головы принадлежали проигравшим пленникам. Ассоциация цомпантли с игрой в мяч также находит свое отражение и в легендарном Пополь-Вухе, знаменитом религиозном, мифологическом и культурном литературном памятнике майя. История рассказывает, что когда Хун Хунапу, отец героев Близнецов, был убит владыкой подземного мира Шибальбой, его голова висела в тыкве на дереве рядом с площадкой для игры в мяч. Тыква с черепом на дереве это и есть цомпантли. Быть может строительством подобных конструкций, индейцы пытались повторить этот миф.

Цомпантли - стена черепов

Цомпантли - стена черепов

Автор: The Highgate Vampire.
Источник.
Источник 2.

Новость отредактировал LjoljaBastet - 26-03-2016, 06:46
26-03-2016, 06:46 by TiamatПросмотров: 3 264Комментарии: 3
+9

Ключевые слова: Индейцы прошлое черепа головы поверие

Другие, подобные истории:

Комментарии

#1 написал: PUFIK
26 марта 2016 11:11
0
Группа: Активные Пользователи
Репутация: (1516|1)
Публикаций: 21
Комментариев: 1 866
Не слышала о таком, спасибо за интересную подборку))
     
#2 написал: Летяга
26 марта 2016 11:21
+3
Группа: Модераторы
Репутация: Выкл.
Публикаций: 615
Комментариев: 7 691
Футболистам нашим показывать почаще эти самые цомпантли.
Плюс. Своеобразные цивилизации населяли западное полушарие.
                        
#3 написал: Lynx
26 марта 2016 11:29
0
Группа: Друзья Сайта
Репутация: (3782|0)
Публикаций: 482
Комментариев: 2 194
Жутковато. Спасибо за подборку! +
                 
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.