Хроники аномальных явлений Тольятти. Хозяйка гор и ведьмы
Традиционно считается, что классик русской поэзии Александр Сергеевич Пушкин брал образы для своего творчества из фольклора центральной и северной России. Но не все так просто, как кажется на первый взгляд. В некоторых малоизвестных источниках упоминается встреча Александра Сергеевича с некими старицами, служительницами древней веры родом с Волги-реки.Передали они Пушкину рассказы о чудесах и загадках Самарской Луки. Старицы рассказывали о различных необычных явлениях Самаролучья, хорошо известных местным жителям в те далекие времена. И вот именно эти рассказы легли в основу поэтических творений отца русской поэзии. Не верится в такое? Но смотрите сами:
- свидетельство А.С.Пушкина: "Там чудеса: там леший бродит" - соответствует народным рассказам о встречах в Жигулевских лесах с существом, один в один похожим на лешего из русских сказок.
- свидетельство А.С.Пушкина: "Там лес и дол видений полны" - чем это не знаменитая жигулевская фата-моргана?
- свидетельство А.С.Пушкина: "Там царь Кащей над златом чахнет" - интересным образом трансформировалось в народные представления о легендарном разбойничьем царе Степане Разине, чья, по преданиям, до отказа набитая золотом лодка затонула и не может подняться на поверхность.
И еще одно свидетельство А.С.Пушкина: "Там ступа с Бабою Ягой" - это уже просто классика современной уфологии в ее приволжском варианте. НЛО в форме «классической ступы» периодически попадаются на глаза при пролете над Жигулями и над волжскими водами.
Много загадок в Жигулях, всех не перечесть. И начинаются эти загадки уже с названий. Впервые наши горы упоминаются в "Книге Большому чертежу" 1627 года под названием Девьих: "А по нагорной стороне по Волге от устья реки Свияги и до устья реки Самары и до Царицына берегом горы… Юрьевы и Девичьи и Змеовые и Корованные горы белого камени..." - пожалуй, это первый документ, в котором наши горы названы Девичьими. Возможно, так называли их из-за воительниц скифо-сарматских и савроматских племен, оставивших множество легенд о себе в наших местах.
Задуматься о том, что в основе исторических и современных преданий лежат реальные факты и явления, очевидные для предыдущих поколений местных жителей, позволяет даже самое поверхностное знакомство с мифами Самарского края.
Вот, скажем, въезжая на территорию Жигулей, мы видим одну из самых известных жигулевских вершин - Молодецкий курган, а рядом с ним - Девью гору.
Народные предания часто относят эти имена к эпохе Степана Разина. Часто, но не всегда. Интересно то, что в легендах Самарской Луки настойчиво и ярко вырисовывается образ хранительницы подземных кладовых - Хозяйки гор. Она, подобно Хозяйке Медной горы в уральских сказках, владеет всеми сокровищами жигулевских недр, скрытыми в пещерах под Жигулями.
Культ Хозяйки, возможно, является отголоском культа Матери-земли (земле всегда приписывалось женское начало), одним из следов матриархата, который в течение некоторого времени являлся формой организации у населявших Луку племен. Так или иначе, до второй половины XVIII века Жигулевские горы именовались Девьими. И легенды, которым не меньше, чем полтысячи лет, рассказывают о группе сестер-богатырок, к которым меряться силой приходили “и добрые молодцы, и калики перехожие”.
До сих пор не забыты в народе предания о тех днях. Рассказывают люди, что бережет Хозяйка по-прежнему здешние места. А то, что утрачено - оплакивает горько. Слезы Хозяйкины пробиваются родниками. Редко плачет она, потому и так мало родников на Самарской Луке. Но нет более целебной воды, чем родниковая. Говорят, что кто пьет родниковую воду, принимает в себя частицу души Жигулей.
А если особо горько бывает Хозяйке, обильные слезы ее падают с Жигулевских склонов. Иногда среди сухих камней да среди густого леса появляется, словно ниоткуда, кристально чистый поток. Это Хозяйка плачет. А кому довелось ее печаль увидеть, так и называют это чудо - Водопад слёз. Перестанет грустить Хозяйка - и водопад исчезает, как и не было его. Таких случаев немного, но рассказы о них (по крайней мере, те, которые поступали непосредственно к нам) заслуживают удивления перед необычностью этого редчайшего феномена.
Село Ширяево, лето, 1996 год
Вот как описывала тольяттинская журналистка (по ее просьбе назову только имя – Юлия) личный опыт наблюдения «водопада слёз Хозяйки Жигулей»:
«Я как-то была у села Ширяева с родственниками на пляже. Купаться надоело, и я пошла посмотреть штольни на Поповой горе. День был будний, народу в них не было. Зашла в ближайший проход, но решила далеко не ходить – мало ли что… Тишина и прохлада внутри горы просто-таки подкупали, хотелось сесть на камушек, закрыть глаза и сидеть, сидеть, сидеть… «Включиться» заставил шум, как бы от сильнейшего потока воды. Мое сознание одновременно выдало несколько возможных причин этого звука. Самой яркой была такая: внутри горы случился обвал, и сейчас меня смоет прорвавшаяся наружу подземная речка (говорят же, что у Волги есть второе – подземное – русло).
В те мгновения, когда я, под влиянием этого звука и воображаемых жутких картин, как бы барахтаюсь в потоке, а он меня выносит из пещеры, оглядывалась, мое внимание привлекло мерцание и переливы напротив входа в штольню. Сверху – подумайте – действительно текла сильная струя воды! Она мерцала на солнце, она была кристально чистая, прозрачная. Воды было много!!! Я рванула к выходу, испугавшись, что меня тут же и затопит, но за те несколько десятков секунд, пока я бежала, поток воды … исчез. Мало того! Вокруг все было сухо! Я так ничего и не поняла, что со мной случилось. Глюками, вроде, не страдаю. Да и выглядело, и слышалось все уж слишком реально».
Интересно, что в Самарской Луке и в самом деле есть места, которые можно отнести к водопадам. Они активны и летом, а в зимние морозы предстают в виде ледяных сталактитов.
Предания о Матери-земле, хозяйке здешних мест, о сестрах-богатырках постепенно заменились на рассказы о ведьмах. Так часто бывает в истории - проводники более поздней веры стараются опорочить веру предыдущую, унизить ее символы, чтобы отвернуть от нее людей и переключить их внимание на себя.
Спят они, говорится в преданиях, долгим сном в потаенных местах под Жигулями. А в редкую ночь, говорят предания, ведьмы вылетают из-под воды на своих ступах, чтобы потом вернуться и опять уснуть до урочного часа. Видимо, к появлению таких преданий привела определенная конвергенция мифов - схождение, а потом и объединение мифологических линий.
Одна из этих линий имеет свое начало в историческом факте существования матриархата, а другая, возможно, свидетельствует о многолетней истории наблюдений неопознанных летающих объектов явно нечеловеческого генезиса, по внешнему виду напоминающих распространенный некогда предмет обихода - ступы.
Возможно, есть и еще одна причина для появления легенд о ведьмах, и заключается она в том, что некоторые жители Самарской Луки обладают странными свойствами и сверхъестественными способностями. Наши ли с вами это сограждане, или это какой-то иной народ – пока остается только догадываться. А предположить такое заставляют опять-таки факты из жизни.
Тольятти, 19 июня 2001 года, половина четвертого утра
У нас зазвонил телефон. Звонила давняя знакомая. Дрожащим от волнения голосом она рассказала детали только что произошедшего с ней события.
Дело было так. За полчаса до этого, т.е. около 3 часов ночи, и Анна, и ее муж проснулись как от толчка - сами не поняли, почему. Через пару минут после просыпания раздался звонок в дверь - резкий, непрерывный и настойчивый. Анна подошла к двери и спросила: "Кто там?" В ответ - молчание. Она повторила вопрос, и незнакомый женский голос сказал: "Откройте, у нас для вас сообщение". На уточняющий вопрос: «Кто вы такая и что за сообщение?» последовало опять-таки настойчивое требование открыть дверь, и только. Анна, естественно, дверь открывать не стала.
Как будто в отместку за непослушание, тут же в комнате раздался сильный хлопок, будто лопнул воздушный шар. Потом у сына в комнате раздался громкий стук (сын спал), и оконное стекло длинно и противно завибрировало. Анна кинулась на балкон и, выглянув наружу через балконное окно, увидела, как от их подъезда быстро убегала очень сгорбленная, скрюченная почти что колесом фигура.
Что-то из женской одежды болталось на ней, вроде юбки, длиной пониже колен (только по этой детали, да по голосу Анна и назвала ее женщиной). Руки тоже болтались, и были они нетипично длинные. Ростом это создание было небольшое, около полутора метров, а бежало вдоль дома в сторону остановки на Приморском бульваре.
Надо сказать, что зачастую в подобных случаях одним видом аномалии дело не обходится. Так было и здесь. Рассказывая, Анна немного успокоилась. На вопрос, как же она не догадалась посмотреть в дверной глазок, она даже обиделась немножко: как это, мол, не догадалась? Она смотрела! Но свет на лестничной площадке почему-то не горел. Хотя вечером еще все было в порядке. К слову сказать, лампу менять не пришлось – к утру свет над дверью опять появился.
А продолжение разговора, состоявшееся вечером наступившего дня, позволило выявить еще одну аномалию. С вечера муж принес Анне букет совершенно свежих цветов сирени. Так вот, они к утру не то, что увяли – высохли, как сено! Да и стоявший на окне неподалеку от букета горшечный цветок хоть и не высох, но почти весь размяк и погиб (видимо, потому, что он был несколько дальше от эпицентра событий).
Судите сами, насколько для людей могут быть опасными подобные события. Встреча с подобным существом – не единственная, в следующих выпусках вы сможете познакомиться и с другими аналогичными событиями. Они происходили в некоторых селах Самарской Луки, получивших в народе статус «колдовских».
Конечно, многое про такие села придумано – современная народная мифология порой напоминает винегрет из аномальных явлений, ошибочно истолкованных естественных явлений, народных суеверий, а когда и искусственно подпитывается местными фантазерами. И, тем не менее, за острыми впечатлениями в такие места все-таки лучше не соваться.
Значительную часть наших уфологических расследований занимает изучение именно таких мест. Нелегко бывает разобраться, когда корни современных представлений о «колдовской силе» тех или иных населенных пунктов уходят вглубь веков и в народные традиции, а когда они имеют феноменологическую природу.
Одно из таких мест – село Аскулы, точнее, территория, эпицентром которой является это село. В 1997-м году всю областную любознательную общественность всколыхнула история о том, что близ этого села появились «ведьмины круги» и некое странное дерево.
Источник
Автор: Татьяна Макарова
Новость отредактировал Арника - 18-06-2014, 10:43
Ключевые слова: Горы ведьма земля хозяйка водопад мифология