Медведи





«Оборотни – особая порода людей. Мужики чаще оборачиваются в медведя, а женщины – в свинью»

Сургутский край. (286)


«Я не весьма давно от одного знатного, но нерассудного дворянина слышал, якобы он сам несколько времени в медведя превращался, что слышащие довольно вери­ли»

Татищев в одном из примечаний к своей «Российской Истории» (9: т.3)


Отголоски чего можно встретить даже в названии медведя: латышский "lācis", литовский "lokys" (из *tlāk, сродни прусскому "clokis") ассоциативно схожи со славянским словом "волкодлак", то есть оборотень (*). При этом происхождение самого слова "волкодлак", как и смысл самого наименования, также вызывает споры. По одной из версий, "волкодлак" — «волк-медведь».



Песенка для атмосферы: The Bunny The Bear - The Frog



Медведи

Медведи

Медведи

Медведи

Медведи

Медведи

Медведи

Медведи

Медведи

Медведи


Скандинавы и германцы

В Скандинавии верили, что берсеркеры умеют перекидываться в медведей и волков (*), причем наиболее неистовые и сильные воины обращались именно в медведей.

"Скандинавская старина так же допускала превращение в медвежий образ, и в Норвегии до сих пор существует убеждение, что подобным чародейным искусст­вом обладают лапландцы; а датская песня упоминает о железном ошейнике (eisenhalsband), надевая который — человек делается медведем" (9: т.3). Присутствует этот оборотнический ошейник и в германских легендах.

Также стоит отметить, что у этих народов широко распространены мужские имена "медвежьего происхождения".
Саамы

Былички о превращении в медведей есть и в фольклоре саамов.

"Рассказывают, что жили некогда три сестры. Они ушли от людей в лес, обернулись медведицами и жировали там все лето. Зимой же устроились в берлоге. Тут медведиц и обнаружил охотник. Он окружил берлогу своими знаками и позвал на помощь других охотников. Те разбудили «зверей» и двоих медведиц убили. Только они освежевали их туши, как выскочила третья сестра-медведица и бросилась на распластанную шкуру сестры — лишь одна лапа не попала на шкуру. Девушка вернула себе человеческий облик, но одна рука у нее навсегда осталась медвежьей лапой." (350: с.162)
Угры

"Обским уграм известны и мифы о медведях-оборотнях.

Рассказывают, что некий богатырь любил ходить в лес и однажды заблудился. Чтобы выбраться из лесу, ему нужно было перелезть через поваленный ствол. Пришлось ему снять одежду и карабкаться по замшелому дереву. Когда он перелез на другую сторону, то обнаружил, что мох прирос к его телу, а сам он превратился в медведя. Богатырь полез было назад, чтобы вернуть свою одежду, но было поздно — одежда пропала. Так он и остался лесным зверем." (350: с.346)
Коми

"Медведь почитался у коми, как и у всех финно-угров, сверхъестественным существом, наделенным разумом и силой.

Охота на медведя сопровождается множеством магических ритуалов. Перед охотой варят сладкую кашу из ржаной муки и оставляют ее на ночь перед охотничьей избушкой. Если утром котел оказывается пустым, охотники верят, что медведь принял их жертву и охота будет удачной. Прежде чем убить медведя, нужно было клятвенно извиниться перед ним, заверив, что не охотники-коми виновны в его смерти — зверя убила «русская пищаль». Убитому медведю выбивали когти и зубы, а голову хоронили, приговаривая: «Вот тебя хороним вниз головой ... Не придешь больше сюда».

Однажды медведь попросил у небесного бога (или у популярного у коми святого — Миколы-угодника) большой палец — такой же, как у людей. Бог обещал исполнить его просьбу, но сказал, что в таком случае собаке он даст охотничий лук, а человеку крылья. Тогда медведь отказался от своей затеи. Зато он сам мог превращаться в человека, перекувыркиваясь через медвежью шкуру: так же поступали и колдуны-оборотни (вспомним сказки о «мороке»).

Рассказывают, что сначала медведь обитал на небе и был сыном самого Ена, но однажды прельстился на земную пищу — горох и, спустившись по гороховому стеблю, стал жить на земле.

Смерть (кулём) коми представляли в образе черного медведя." (350: с.218)

Также легенды "коми-зырян рассказывали о колдуне, отлучки которого заприметила его невестка. Она-то и увидела, как свекор пошел однажды в лес и там, перевернувшись через ствол склонившейся к земле березы, стал медведем. Невестка последовала его примеру, да задела ногой за березу, так что одна нога у нее осталась человеческой. Эта ошибка погубила оборотней: они не смогли снова стать людьми, и когда остались на зиму в берлоге, были убиты охотниками." (350: с.162)

Кроме всего вышеперечисленного в фольклоре народов коми существует богатырь Кудым-Ош ("ош" — медведь), мать которого — могучая одноглазая ведунья, зачала сына от медведя. По многочисленным легендам Кудым-Ош стал вождем одного из племен коми и одновременно жрецом, наделенным сверхъестественными способностями. Кудым-Ош прославился как культурный герой — в дальних странствиях он научился выращивать хлеб; он первым отыскал залежи руды и научился выплавлять железо. Кудым-Ош научил людей делать долбленые челны — раньше коми плавали на плотах. Как многие культурные герои (этакий коми-терминатор :), он перед смертью пообещал, что еще вернется на землю. (350: с.215-216)
Ханты

"На другом краю финно-угорского мира, у хантов, рассказывали быличку о том, как жил одинокий старик, и к нему пришел другой белобородый старец, который и предложил ему сотворить чудо. Они подошли к кривому дереву, перевернулись через него и стали медведями. На зиму сделали берлогу. Но старец-знахарь знал больше, чем девицы из саамской былички. Он предупредил своего собрата-оборотня, когда придут охотники. Медведи приперли дверь берлоги рогатиной, охотники потоптались-потоптались, да и ушли ни с чем. Весной же старики снова превратились в людей, перевернувшись у кривого дерева. И живут до сих пор.

Хантыйская быличка объясняет, почему старики приняли облик медведей: в берлоге легче было пережить голодную зиму. Вспомним средневековые рассказы о людях Лукоморья, что засыпали на зиму.

Саамский и хантыйский рассказы, в свою очередь, поясняют русскую сказку о «мороке». Некий прохожий просится ночью в избушку переночевать. Хозяин пускает гостя, но требует, чтобы тот всю ночь рассказывал ему сказки. Гость («морока») заговаривает хозяина настолько, что внушает ему, будто и рассказчик, и слушатель превратились в медведей. Они убегают в лес, охотятся, а на зиму роют берлогу. Морока объясняет своему хозяину, как себя вести, если придут охотники. Тут пришедшие охотники убивают мороку, а замороченный хозяин, пытаясь спастись, бросается на шкуру убитого, чтобы перекувырнуться на ней и, стать человеком, — падает с полатей и приходит в себя." (350: с.162-163)
Славяне

В целом медведь для славянского фольклора — персонаж достаточно значимый, в многочисленных сказках, легендах и былинах с медведем нередко сравнивают богатырей, а также природных духов и демонов: чёрта, лешего, и даже домового: "Домовой может быть и медведем, а точнее полумедведем-получеловеком: его описывают как медведя, только с человеческими ступнями и головой (Тамб.); домовые «на взгляд неуклюжи, как медведи», — руки и ноги их толстые, они покрыты шерстью (Тульск.); в одном из южнорусских рассказов описывается превращение домового в медведя." (286)

Также славяне верили в то, что недобрые для человека духи (например, кикимора) боятся медведя. Интересным фактом является то, что согласно славянским поверьям, медведь — единственный среди зверей — имеет душу. И выглядит она (душа медвежья) как щенок (58: с.162). Возможно, это связано с легендой о происхождении медведей, согласно которой Бог превратил в них людей в наказание за прегрешения или непослушание (58: с.107).

"...медведь, говорят поселяне, был прежде человеком. Когда-то в старину странствовали по земле св. Петр и св. Павел. Случилось им проходить через деревню около моста. Злая жена и муж согласились испугать святых путников, надели на себя вывороченные шубы, притаились в укромном месте, и только апостолы стали сходить с мос­та — они выскочили им навстречу и заревели по-медвежьи. Тогда апостолы сказали: «щоб же вы ривили отныни и до вика!» С той самой поры и стали они медведями."

Lucjan Siemieński "Podania i legendy polskie, ruskie i litewskie" (9: т.3)

"Человеческое происхождение медведя отражено во многих восточнославянских поверьях.

Считается, например, что под шкурой медведь выглядит как человек: самец — как мужчина, а медведица — с грудью, как у женщины. Полагают, что у медведя человечьи глаза, а ступни с пальцами — как руки и ноги человека. В некоторых местностях бытует убеждение, что медведь понимает человеческую речь и даже сам иногда говорит; он постится весь Рождественский пост — сосет лапу в берлоге. Медведь и ведет себя как человек: умеет ходить на двух ногах, любит плясать под музыку, умывается, радуется и горюет, любит и нянчит своих детей. Медведи крадут женщин, пришедших в лес за ягодами, и берут их в жены и даже имеют от них детей. Как и люди, медведи любят мед и водку. По причине такого происхождения в народе существует запрет есть медвежатину." (58: с.107-108)

Более того, медведь также воспринимался как животное воплощение бога грома Перуна, который в таковом образе (по аналогии с греческим Зевсом) нередко развлекался, похищая девиц. "В одной из русских сказок похищаемые девицы прямо названы Луной и Звездою; на крыльях вихря уносят их оборотень-медведь (или лесное чудо) и чудо морское, то есть мрачные тучи, так как дождящего Перуна почитали морским царем, владыкою облачного моря, и давали ему животненный образ медведя." (9: т.2)

Другое воплощение Перуна, сродни упомянутому выше богатырю Кудым-Ошу из коми-пермяцких преданий — персонаж русского фольклора Медведко: "сын женщины и медведя, выше пояса — человек, ниже пояса — медведь." (286)

Также у славян существовали поверья, что волхвы могут обращаться в медведей. Славянский медведь-обротень — Берендей.


Новость отредактировал .:Velvet:. - 2-05-2013, 17:01
2-05-2013, 17:01 by NavigatorПросмотров: 14 006Комментарии: 10
+11

Ключевые слова: Медведь оборотень волхв легенды фольклор

Другие, подобные истории:

Комментарии

#1 написал: prod
2 мая 2013 17:10
0
Группа: Посетители
Репутация: (0|0)
Публикаций: 17
Комментариев: 191
Да, это очень древняя легенда, и само понятие оборотень, как правильно указал автор появилось благодаря берсеркам. Воинам язычникам, которые доводили себя до состояния боевого транса. Сражались практически без одежды. Имели на теле устрашающий окрас. До нашей эры берсерки наводили ужас на Римлян, которые и сравнивали их с животными.
Огромный плюс, отличная статья.
#2 написал: Энма
2 мая 2013 17:15
0
Группа: Посетители
Репутация: (971|0)
Публикаций: 22
Комментариев: 5 102
Ну, очень интересно +++++++++++++++
             
#3 написал: Toxic Jey
2 мая 2013 17:28
0
Группа: Посетители
Репутация: (1|0)
Публикаций: 115
Комментариев: 3 500
Очень интересно!
            
#4 написал: Plague Doctor
2 мая 2013 18:18
0
Группа: Посетители
Репутация: (0|0)
Публикаций: 3
Комментариев: 242
Сломал систему.
+++
#5 написал: Scarah Screams
2 мая 2013 19:51
0
Группа: Друзья Сайта
Репутация: (135|0)
Публикаций: 128
Комментариев: 3 207
Очень понравилось.+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
            
#6 написал: lor4ik
2 мая 2013 22:08
0
Группа: Посетители
Репутация: (6|0)
Публикаций: 0
Комментариев: 7 596
+ + + + + + + + + + + + + + +
           
#7 написал: Jamuna
2 мая 2013 23:31
0
Группа: Посетители
Репутация: (2|0)
Публикаций: 69
Комментариев: 323
Интересная информация ++++++++++++
   
#8 написал: ГЕРОЙ
14 мая 2013 11:14
0
Группа: Посетители
Репутация: (5|0)
Публикаций: 0
Комментариев: 800
+++++++++++++++++++++++++++++++++
  
#9 написал: DedUndead
25 мая 2013 19:49
0
Группа: Посетители
Репутация: (0|0)
Публикаций: 11
Комментариев: 74
Очень хорошая и интерестная статья , автору огромный жирный +++++++++++++++
#10 написал: Сделано_в_СССР
18 марта 2018 11:56
0
Группа: Журналисты
Репутация: (3680|-1)
Публикаций: 2 685
Комментариев: 13 749
Очень интересно!+++++++++
                                      
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.