История 2. Земля Санникова
История, которую я поведаю в этот раз, произошла в 1994 году, когда есть было нечего, зарплаты не платили по полгода, если не больше. Как раз какая-то норвежская фирма арендовала на месяц самолеты нашей авиакомпании под свои нужды — испытание какого-то оборудования (вроде навигационные приборы) за полярным кругом. Я был в числе тех, кто решил принять участие в этой авантюре, поскольку за месяц сулили не менее 2000 долларов, что и стало решающим аргументом, тем более что опыт полётов в этих широтах я имел богатый, правда летать приходилось тогда на поршневом Ил-14, а нам предстояло лететь на Ту-154М.Раз в 2 дня, вылетая из аэропорта Тикси, предполагалось в течение 7 часов кружить в районе Новосибирских островов, один раз пролетая даже над самым северным полюсом. После 2 недель таких полётов каждый вылет казался уже рутинным, если бы не произошло нечто интересное.
Дойдя до условной точки, мы как обычно начали снижение с 9600 метров до 5500. Уже в облаках стал сбоить Курс МП, и Витя, старый штурман, уже переключил внимание на радиокомпас, управляя рукояткой автопилота, довернул на 5 градусов влево, как показывала стрелка радиокомпаса. Но она по-прежнему не хотела вставать в центр, а продолжала вращаться. Закрадывались мысли о том, что вышли из строя навигационные приборы, что подтвердилось через несколько секунд — явление вполне возможное вблизи магнитных полюсов. KNL-90, этакий навигатор, тоже не мог определить координаты, также выяснилось, что связь с землей и другими бортами потеряна, поскольку в эфире стояло шипение. Мною как командиром было принято решение пронзить облака и перейти к визуальному полету. Валера, бортинженер, перевел на малый газ, Коля, второй пилот, пилотировавший в тот момент самолет, отдал штурвал от себя и выдерживал вертикальную скорость 8 м/с. Когда мы выскочили из-под облаков, я несколько раз зажмуривался и тряс головой. Не помогло. Витя спрашивает:
— Василич, ты тоже это видишь?
Теперь я понял, что это не галлюцинации, которые могут быть от недостатка кислорода или ещё от чего-либо. Под нами проплывали тропические острова с девственной чистой природой, скалы, коралловые рифы, белые километровые песчаные пляжи, хотя я понимал, что даже если бы мы уклонились с курса и каким-то чудом утопали в сторону Гавайских островов, до них бы не хватило топлива. Даже бортинженер Валерий Алексеевич оторвался от своего пульта и прильнул к окну. Несмотря на красивое зрелище, я ощущал какую-то тревогу: черт возьми, что это такое? Штурман примерно записал координаты того места, где мы начали снижение, и пробовал хотя бы примерно оценить место, где мы находимся, поскольку запасы топлива на борту ограничены, у нас топлива на 4,5 часа полета максимум, надо что-то делать. Коля, несмотря на то, что мы немного отвлеклись, удерживал параметры, испуганно спросив что это такое.
Весь экипаж жаждал ответа именно от меня, я же придумал и сказал, что возможно где-то здесь есть действующий вулкан, который и согревает эти острова, вспомнив известный фильм, однако ни на секунду в эту ерунду не верил. Испуганные норвежцы тоже пытались что-то узнать, однако, не владея иностранным языком, мне удалось как-то сообщить им, что нет проблем, все нормально, подождите час.
Тем временем я как капитан старался не потерять самообладание, не впасть в панику, а уж тем более не допустить растерянности в экипаже. Для себя я решил снизить самолёт до минимально возможной высоты и на минимальной скорости пройтись вдоль побережья, чтобы оценить площадку на случай вынужденной посадки, чем по молодости я занимался на Ан-2 и Ил-14, после чего набрав высоту следовать вглубь острова в поисках полосы. Если, израсходовав половину остатка горючки, мы так и не найдём аэродром – вернёмся к побережью, высчитывая огромное количество фактов – насколько зыбучий песок, с шасси или без шасси лучше садиться, а может вообще – на воду, из огромного количества зол надо выбирать меньшее. Бортинженеру наказал строго следить за остатком горючего и докладывать каждые 10 минут, а также следить за почасовым расходом и докладывать о его изменениях. Коля должен был держать крен и вертикальную скорость, Витя – отсчитывать высоту по радиовысотомеру.
Постепенно снижая самолёт до 200 метров (а это на нашем инертном лайнере надо делать предельно осторожно), я разглядывал поверхностью пляжа, куда не дай Бог придется садиться, уже никто не думал, что мы вообще находимся в дальнем заполярье, была задача первостепенная — посадить самолёт безопасно с наименьшим ущербом.
Пролетев над пляжем, перевели двигатели на взлётный режим, убрали закрылки и поднялись до 2500 метров, продолжая двигаться в глубь острова. Под крылом был только тропический лес, ну и скалы изредка, казалось, цивилизация не тронула это место. Я уже было принял решение возвращаться в сторону пляжа, поскольку топлива оставалось на 3 часа полета, как прямо перед нами стал сгущаться туман, войдя в который самолёт содрогнулся, Коля пытался парировать болтанку, выдерживая крен и вертикальную скорость, продолжая следовать в том же направлении (какой курс был, я не знаю, поскольку вся навигация не работала).
Внезапно сработала система предупреждения столкновения с землей, верней заорала благим матом. Вывалившись из тумана, впереди мы увидели крутой скалистый берег сурового северного острова и заложили энергично правый крен вместе с взятием штурвала на себя, столкновения не произошло. Внезапно заработала радиосвязь, придя в себя, мы взяли курс на Тикси. После посадки топлива у нас оставалось всего на 40 минут лёта. Диспетчерам сообщили об отказе навигационных приборов (никому не хотелось лишаться в тот момент работы из-за массовой галлюцинации). А уже после, в гостинице, с мужиками из другого экипажа, накатив водки, принялись-таки обсуждать что же это было. Кстати, экипаж, летевший там же курсом несколькими днями раньше, тоже видел тропические острова в разрывах облаков, но связь с землей у них не терялась.
Через некоторое время наш слушок всё-таки дошел до начальства, а нам порекомендовали сор из избы не выносить, оставить между нами. Позже в то место отправляли и самолёты, и вертолёты и корабли, но никто ничего подобного не видел.
Один старый лётчик рассказал о том, что на короткий промежуток времени мы, возможно, попали в доисторический период, когда в этих широтах был тропический климат, либо всё то, что мы видели – хрономираж той эпохи.
Автор: Василий.
Источник: http://realfear.ru/zemlya-sannikova-ili-za...-starogo-pilota.
Новость отредактировал Оляна - 8-09-2015, 15:17
Ключевые слова: Хрономираж острова лес самолёт