25-й кадр
Запретный плод сладок и притягателен. История 25-го кадра начинается с 1957 года. Джеймс Вайкери провел в кинотеатрах Нью-Джерси серию экспериментов. Во время демонстрации кинофильма посредством дополнительного проектора в моменты смены кадра дополнительно проецировались кадры рекламы. В кино кадрысменяются 24 раза в секунду, поэтому такой способ «дополнительной» проекции получил название 25-го кадра. Эксперимент получил широкую огласку и был запрещен законом. Запретный плод сладок и притягателен, поэтому изобретение стали усовершенствовать и экспортировать.
Этот самый известный и устрашающий пример воздействия на сознание большой группы людей породил мифы, которые озвучиваются по телевизору, созревают в газетах, журналах и книгах. Все единодушны во мнении: ни доказать, ни опровергнуть сие чудо нельзя. В то же время, согласно заявлениям печати, эксперты Всероссийского научно-исследовательского института телевидения и радиовещания (ВНИИТР, г. Москва) утверждают, что использование однокадровой вставки является стандартной методикой психологического воздействия.
Сложившуюся картину объясняют исследования, проведенные в лаборатории нейрофизиологии Центра психического здоровья РАМН. Они показывают, что усиление слухов о способах воздействия на сознание больших групп людей является следствием синдрома воздействия. Синдром примечателен тем, что общность несведущих или нездоровых людей сеет мифы в головы своих соотечественников. Таким образом, сложился уникальный феномен массового сознания — гигантское количество людей уверено, что они могут попасть под чье-либо влияние.
Большинство зрителей имеет весьма скудное представление о принципах, положенных в основу кино и телевидения, поэтому их внешнее сходство нивелирует различия между способами воспроизведения и восприятием изображения. Синдром усиливает тот факт, что примерно 70% людей обладают конформистским мышлением (находится под влиянием зависимости от мнения большинства), а собственным мнением могут обладать около 30% населения. Существует техническая возможность заменить один или несколько кадров в передаваемом телевизионном изображении. В то же время законодательство многих государств запрещает рекламные трюки, которые могут оказывать на потребителя неосознаваемое им воздействие… Например, статья 10 закона о рекламе РФ.
Кино и телевидение — не одно и то же.
В общем случае изображение, наблюдаемое на экране, должно обеспечивать восприятие образа таким, каким его воспринимает зритель при непосредственном наблюдении. Параметры изображения выбираются так, чтобы подробно воспроизвести в сознании зрителя все характеристики образа. Тут самое время вспомнить, что сознание — это человеческая способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. В кино и телевидении используется принцип последовательной передачи изображения. На этом сходство кино и телевидения заканчивается. В отличие от кино, где изображение кадра проецируется на экран полностью, в телевидении синтез изображения осуществляется посредством чересстрочной развертки.
Нормативно-технический документ, устанавливающий нормы параметров телевизионных изображений, называется стандартом. В мире действуют 10 стандартов: В, D, G, H, I, К, K1, L, М, N; и три системы цветного телевидения — SECAM, PAL, NTSC. Параметры развертки изначально были установлены для черно-белого телевидения. Выбором их значений обеспечен компромисс в четкости изображения между требованиями зрительного восприятия и техническими возможностями. Чересстрочная развертка, принятая повсеместно в телевизионном вещании, осуществляется передачей одного кадра двумя полями (полукадрами).
Стандарт M предусматривает развертку на 525 строк и 60 полей, а все остальные используют развертку на 625 строк и 50 полей (полукадров). Это сделано из соображений равенства ее частоте промышленного тока с целью устранения динамических искажений геометрии и яркости изображения. Изображение воспринимается сознанием телезрителя как немелькающее, так как частота смены кадров превышает критическую частоту зрения — 40…
46 Гц.
Рассмотрим возможности: передачи «дополнительного» телевизионного изображения, его воспроизведения на экране телевизионного приемника и восприятия телезрителями. В статье не будут рассматриваться другие способы воздействия, например, передача информации по сверхчувственным каналам.
Особенности зрения.
Любое изображение представляет собой совокупность участков с различной яркостью (полей зрения). Процесс зрения основан на фотохимическом воздействии света на родопсин (зрительный пурпур) в палочках и йодопсин — в колбочках сетчатки глаза. Под действием света эти вещества
отбеливаются и становятся к нему нечувствительными. В темноте вещества восстанавливаются до максимальной степени чувствительности. Ощущение яркости зависит от количества отбеленного йодопсина и родопсина.
Адаптация.
Без контроля сознанием происходит приспособление глаз к условиям освещенности. Конечное состояние, при котором устанавливается светочувствительность глаза для данного уровня яркости, называется адаптацией.
Адаптация обеспечивается тремя явлениями:
— изменением диаметра отверстия зрачка;
— перемещением темнового пигмента в слоях сетчатки;
— различной реакцией палочек и колбочек.
Зрачок изменяется в диаметре от 2 до 8 мм, при этом его площадь и, соответственно, световой поток изменяются в 16 раз. Сокращение зрачка происходит за 5 с, а его полное расширение за 5 мин. При этом за первые 10 с зрачок расширяется на 2/3 своего диаметра. Рецепторные клетки, палочки и колбочки, адаптируются с различной скоростью. Адаптация колбочек длится около 7 мин, а палочек не более часа. Адаптировавшись, глаз может наилучшим образом воспринимать увиденное.
Бытует мнение, что глаз обладает предельной чувствительностью, т. е. он в состоянии зарегистрировать одиночный квант света. Это не верно. В действительности вспышка света может восприниматься лишь в том случае, если площадью сетчатки, соответствующей дуге в 10 угловых минут, в течение примерно 0,1 с будет поглощаться порядка 10 квантов.
По оценкам такая поверхность содержит около 500 палочек; поэтому вероятность поглощения одной палочкой более одного кванта света весьма невелика. Это означает, что одиночный квант действительно может активизировать палочку, тем не менее, одиночная палочка поглотившая квант, сама по себе не способна вызвать зрительный сигнал.
Зрительной системе необходимы почти одновременно сигналы более чем одной палочки (около 10). Эти сигналы должны суммироваться в одном из отделов зрительной системы, и только тогда наблюдатель сможет воспринять вспышку света. Уровень такого сигнала соответствует абсолютному порогу зрения.
Согласование со зрительной системой человека обеспечивают масштабные, яркостные и цветовые параметры изображения. Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что при просмотре телевизионной передачи «дополнительное» воздействие может восприниматься только посредством зрения в виде сигнала яркости или цвета.
Цветовой контраст.
При раздражении сетчатки световым потоком с неполным спектром возникает ощущение цвета. При восприятии цветного изображения существенную роль играет цветовой контраст — различие в восприятии одного цвета перед другим. Цветовой контраст зависит от условий наблюдения, изменения которых могут вызвать усиление или ослабление восприятия данного цвета. Различают три вида цветового контраста: одновременный, бинокулярный и последовательный.
Одновременный цветовой контраст проявляется в том, что восприятие данного цвета может изменяться (по яркости, цветовому тону и насыщенности) при изменении соседствующего с ним цвета (фона). Преимущественно цвет изменяется в сторону наибольшего удаления (по шкале цветов) от цвета фона: например, желтое поле на красном фоне кажется зеленоватым, а на синем — более насыщенным желтым. Цветовой контраст наиболее ярко проявляется на границе раздела двух цветных полей. Это явление называется краевым контрастом.
Бинокулярный контраст заключается в том, что возбуждая сетчатку одного глаза каким-либо цветом, можно вызвать восприятие контрастного к нему цветового ощущения в другом глазу, например, сине-желтое, красно-голубое. Последовательный цветовой контраст выражается в том, что при переводе глаза с одного цвета на другой, цвет последнего отличается от истинного, а при переводе на белое поле последнее будет окрашиваться в дополнительный цвет. Последовательный контраст проявляется при достаточно долгом предъявлении цветов.
Восприятие изменения цветового тона и изменения чистоты цвета, как и восприятие приращения яркости, дискретно и определяется пороговыми значениями. Величина порога не постоянна и изменяется в больших пределах по шкале цветности и степени насыщенности. Эти пороговые значения изучены экспериментально. Общее число различимых глазом цветовых оттенков составляет несколько десятков тысяч.
Сказанное о восприятии цветов справедливо при следующих условиях наблюдения: угол зрения не превышает 60, яркость фона — порядка 300 Кд/м2, угловой размер цветовых полей — не менее 30…40’. Следует иметь в виду, что подобным эксперимента должно предшествовать достаточное время цветовой адаптации. Время адаптации длятся от долей до единиц секунд при переходе к большим яркостям (световая адаптация) и до десятков минут при переходе от больших к малым яркостям (темновая адаптация).
При уменьшении размера цветных деталей законы субъективного восприятия их цвета нарушаются. Цвет малых деталей (около 20’) кажется соответственной смесью оранжевого и голубого, а при дальнейшем уменьшении размеров цветные детали воспринимаются как серые с эквивалентной яркостью, причем пропадают раньше синий, затем желтый, красный и наконец сине-зеленый. Поэтому в технических цветных репродукциях бессмысленно воспроизводить мелкие детали в цветах. Таким образом использование цветного «дополнительного» воздействия имеет смысл при размере цветовых полей более 30…40’.
Оценка влияния текста и образа.
Выясним степень влияния на зрительную систему «дополнительного» изображения исходя из общей теории связи. Формально оценим пропускную способность исходя из следующих соображений. Будем считать, что полезная информация, поступающая в глаз, сосредоточена в пространственном угле ясного зрения. Зная разрешающую способность глаза и время, необходимое для расшифровки наиболее сложного образа подсчитаем максимальный поток информации за единицу времени.
Рядом исследователей пропускная способность зрения определялась путем предъявления наблюдателю заранее известных образов, при этом время предъявления ограничивалось. Исходя из количества правильно опознанных образов, определялась пропускная способность зрения, которая имеет численное значение в интервале 50…70 бит/секунду. Расхождение в величине пропускаемой и поступающей в глаз информации подтверждает осуществление весьма тщательного отбора информации в тракте зрительной системы, а также колоссальную роль психологической деятельности и накопленного опыта в процессе распознавания образов.
Значения пропускной способности по Купфмюллеру показывают, что скорость чтения с учетом статистики языка имеет порядок 30…40 бит/секунду. Таким образом налицо двукратное превышение информативности образов по сравнению с текстовой информацией. Это доказывает низкую эффективность воздействия «скрытым» текстом.
В дополнение отметим, что текст воспроизводится посредством знаков. Знак — это единство означающего (слова — произнесенного или написанного) и означаемого (слова — мысленного представления о предмете или явлении — содержащегося в сознании).
Любое дополнительное изображение воспринимается зрителем как искажения передачи яркости и цветности деталей изображения, которые сказываются на иллюзии пространства. Так, повышение или понижение яркости переднего плана (фона) приводит к эффекту удаления или приближения фона (переднего плана). Явление одновременного яркостного или цветового контраста также может вызвать искаженную иллюзию глубины. Психологически за фон наблюдатель принимает большее по площади поле и при этом объект всегда приподнят над фоном см. рис. 2. Если воздействовать на зрителя посредством малозаметного изображения, то оно сольется с фоном или может восприниматься сознанием, в лучшем случае, как искажение зрительного образа.
Можно констатировать невозможность психологического воздействия посредством 25-го кадра на здорового человека по следующим причинам:
— Процессы адаптации происходят намного медленней, чем передача 25-го кадра.
Экспериментально установленные пороги чувствительности и пропускной способности зрительного канала препятствуют:
— обнаружению объекта как целого;
— различению отдельных признаков в объекте;
— выделению в нем информативного содержания, адекватного цели действия;
— формированию чувственного образа.
Превалирующую роль в процессе распознавания образов играет психологическая деятельность и накопленный опыт. Любое дополнительное изображение воспринимается зрителем как искажения. Подготовлен эксперимент, цель которого опровергнуть возможность психологического воздействия посредством 25-го кадра на здорового человека.
В заключение сторонникам гипотезы «о воздействии 25-го кадра непосредственно на подсознание» следует напомнить: подсознание — область неясных, не вполне осознанных мыслей, чувств, представлений. Подсознательный — находящийся в подсознании, инстинктивный. (Где-то в подсознании шевелится надежда).
Получается, что 25-й кадр не работает? Работает, но только с того момента, когда СМИ разносят очередную весть о «массовом воздействии на подсознание». Начиная с этого момента содержание 25-го кадра показывают открыто, без нарушения закона, однако такую «рекламу» могут позволить себе далеко не все.
Новость отредактировал VENDETTA - 21-04-2011, 12:49
Ключевые слова: 25 кадр зрение цвет