Жуткие моменты в мультфильмах. Часть 4
Дорогой Дед Мороз!Я знаю, что я ужасный человек. Я знаю, что я пропустил свой дедлайн и не сделал публикацию, посвященную жуткой анимации, 28 ноября, нагло сломав комбо и подведя всех своих родных и близких, отчего они разочаровались во мне и перестали со мной разговаривать, а кто-то даже собирался нанять мне киллера. Но под Новый год, как говорится, случаются чудеса, поэтому давай притворимся, что сейчас 28 ноября (но одновременно и «под Новый год»!), и я, наконец, выложу очередную публикацию, и все будет хорошо.
В общем, да, можете считать это моим новогодним подарком читателям раздела СФ. Что? Новый год уже прошел? И даже Старый Новый год? Время, ну ты и… Слов даже нет. В любом случае, давайте без лишних отступлений в очередной раз взглянем на то, какие прекрасные (и не очень) вещи нам может предложить мировая анимация.
Давайте начнем с простого. Я думаю, все читающие это как минимум раз слышали о «My Little Pony: Friendship is Magic». Мультсериал, вроде бы созданный для маленьких девочек, но привлекший к себе внимание кучи взрослых мужиков по неизвестным причинам. Что ж, пришло время пролить свет на эти причины. Кто-то говорит, что это все из-за стараний сценаристов, аниматоров и актеров озвучки, но я расскажу вам правду. Ее довольно долго умудрялись скрывать, но в сотом эпизоде сериала наконец-то появилось подтверждение всех гипотез…
Эта ссылка на сотый эпизод без какого-либо монтажа или редактирования фанатами (это важно). Сцена, о которой я говорю, случается ближе к концу, когда полгорода случайно прокатывается на диджейской установке Винил Скрэтч. Обратите внимание на момент на 15:46, когда одна из пони подбрасывает вверх скипетр – после этого перед глазами несколько секунд мельтешат быстро пролетающие кадры, и здесь лучше остановить видео и начать медленно поочередно кликать «старт» и «паузу», чтобы увидеть каждый кадр. Нет, мертвых младенцев вы там не увидите, но если вы сейчас последовали моему совету, не заметили ли вы чего-то странного на долю секунды? Как будто среди потока анимации промелькнул какой-то кусок живых съемок? Это действительно так. Впрочем, я лучше предоставлю ссылку на эту конкретную сцену на Ютубе (ибо полного эпизода в оригинале на Ютубе вы из-за копирастии не найдете).
Тот же самый момент, только тут он на 2:43. Тут вы можете нажать на шестерню в правом нижнем углу экрана и выбрать скорость «0.25», чтобы уж точно не пропустить то, о чем я говорю. И чтобы вы убедились, что это не вставлено фанатами, я даю еще одну ссылку. Реакция рандомного парня на эпизод (такие часто записывают). Так же, на 15:46 ставим скорость на «0.25» и видим тот же самый кадр.
О чем я говорю?
Об этом.
Куча неизвестных людей в лошадиных масках, грозно смотрящих на зрителя. Что это, почему и как оно попало в шоу? Вот тут-то все и проясняется. Вспомните про огромную популярность этого мультсериала у людей 20-35 лет. Этот кадр дает разгадку и делает причины не такими уж и туманными.
Дело в том, что в Библии и некоторых других священных писаниях упоминается такое существо, как Экводерпус. Это один из помощников Сатаны, кровожадный демон с человеческим телом и головой лошади. Он любил гипнотизировать невинных людей, а затем вводить их в грех, но за свою чрезмерную жестокость был изгнан даже из ада. По всему миру существуют скрытые секты имени Экводерпуса. Информацию по ним найти трудно, но не нереально. Самое страшное то, что никто не знает, как конкретно выглядит Экводерпус, но имеются пять основных версий про пять его обличий.
На этой картинке изображены все пять.
Теперь все проясняется. Создатели мультсерила «My Little Pony: Friendship is Magic» - скрытые представители этой секты, подтверждения чему можно найти и в других эпизодах мультика, но этим мы займемся как-нибудь потом. Важно то, что через это шоу создатели расширяют секту и набирают новых адептов. Каким образом, спросите вы? Очевидный 25 кадр. Да, я сам не верил в его существование до определенного времени, но некоторые факты заставили меня поменять свою позицию. Вставляя тут и там незаметные кадры, влияющие на психику человека, создатели и получают новых адептов. В момент запечатления таких кадров в мозгу в подсознании человека старше 13 лет происходит перемена. Он может долгое время этого не осознавать, но роли это не играет, и с мозгом уже ничего невозможно сделать. Я надеюсь, вы все понимаете, что это значит. Мы имеем дело с реальной сектой, опасность которой пока официально не признана. Но мы можем попытаться остановить ее, и есть лишь один способ это сделать…
…перестать верить всякому бреду, что вы читаете в интернете. Ладно, разумеется, я все это выдумал, и нет никакого Экводерпуса, сектантов или влияющего на подсознание 25 кадра. Но вот картинка, которую я вам показал – она как раз абсолютно реальна и действительно есть в этой сцене, но в ее создании нет никакого злого умысла. Дело в том, что сотый эпизод целиком был сделан для аудитории брони – для взрослых фанатов сериала. Он до краев наполнен различными мемами и популярными в фэндоме явлениями, да и вообще посвящен фоновым персонажам. Этот кадр – лишь очередная юмористическая пасхалка от сценаристов или аниматоров (собственно, на фотографии, по-моему, как раз кто-то из них) для брони. Почему я вообще тогда это сюда включил? Ну, кадр все равно мне показался малость жутким, впрочем, эти маски и делались для того, чтобы выглядеть жутко и нелепо. Мне больше интересно, какова будет реакция какой-нибудь маленькой девочки, если она случайно остановит эпизод на этом моменте?..
Впрочем, наш следующий "экспонат" как раз посвящен остановке. Заморозке. Застыванию. Тупым аналогиям, которые я пытаюсь провести. И чтобы увидеть его жуткие места, останавливать ничего не нужно. Давайте вспомним про еще один довольно известный мультсериал – «Губка Боб Квадратные Штаны», или «Спанчбоб Скверпентс», как кому нравится. Если вы в своей жизни видели хотя бы несколько эпизодов, я думаю, вы догадаетесь, что Спанчбоб – отчасти идеологический наследник такого замечательного мультсериала, как «Шоу Рена и Стимпи», который регулярно пытался вызвать у зрителя отвращение. Спанчбоб порой делает то же самое. Гигантская пульсирующая заноза в пальце, отрываемый от ноги ноготь, гниющий бургер – одни из многих вещей, которыми сценаристы и аниматоры годами старались выбесить (или рассмешить?) зрителя. Благо стиль, в котором нарисован мультфильм, позволяет предпринимать различные эксперименты и заставлять персонажей принимать самые разные формы. Это часто используется в шоу, чтобы прилепить герою какое-нибудь мерзкое лицо и показать его негативное эмоциональное состояние в данный момент.
…кто-то решил, что сделать эпизод, в котором такие лица являются значимой частью сюжета – хорошая идея.
Серия восьмого сезона «Face Freeze!» (в нашем переводе – «Застывшая гримаса») эксплуатирует знаменитое детское предупреждение о том, что если много кривляться, то лицо застынет с таким выражением. Собственно, именно это и происходит со Спанчбобом и Патриком, когда они ослушиваются предупреждения. Но перед этим покривляться они успевают изрядно.
Пароль: 4stor. Хотел загрузить нарезку на Ютуб, но опять же, копирасты.
Если поначалу рожи, которые корчат персонажи, еще могут вызвать небольшой смешок, то чем дальше они заходят, тем больше начинаешь думать «Что это такое?». Эпизод отлично демонстрирует тонкую грань между забавным и жутким, которую он не боится перешагнуть. Конечно, не всем эти лица покажутся страшными, но странными, я думаю, их назовет каждый. По уродству они точно могут потягаться с боссами из Contra: Shattered Soldier…
А еще у нас есть этот замечательный комментарий с Ютуба:
«Мой младший двоюродный брат, когда видит название этого эпизода на экране, выбегает из комнаты. Я его за это не виню».
Nuff said, я полагаю.
Это не единственный жуткий мультик о том, что происходит в подводном мире. Стоит уделить внимание и невероятно атмосферной советской короткометражке «Премудрый пескарь», экранизации одноименной (не совсем, в то время «пескарь» писался через «и») сказки Салтыкова-Щедрина. И оригинал, и мультфильм критикуют и высмеивают конформизм и приспособленство, проще говоря, банальную трусость. Экранизация, однако, несколько отходит от сказки и делает больший акцент на страхе перед властями. Впрочем, картину это нисколько не портит. Особенно жуткой вышла отсутствующая в оригинале сцена, где один из пескарей страдает за то, что посмел высказаться против власти, а главный герой ничем ему не помогает (начинается на 6:41). Сны пескаря, впрочем, не отстают. Этот мультик я видел в детстве, и гротескные рисунки страшных морских тварей от Алимова и Аркадьева остались у меня в сознании на всю жизнь. Иногда я даже вижу галлюцинации в виде огромных щук, бросаюсь на случайных прохожих, избиваю их и вырываю им зубы, а потом их выбивают мне, у меня дома целая коллекция зубов своих и чужих лежит, правда, мой психиатр сказал, что лучше об этом никому не рассказывать, но что этот дурень понимает в жизни?
А про этот мультик я должен был написать еще давным-давно, так как в списках по жуткой анимации он появляется довольно часто, но все никак не доходили руки. «Отважный маленький тостер» - очень милое название, за которым кроется невероятный по мрачности затрагиваемых тем мультфильм (который, кстати, отчасти послужил вдохновением для «Истории Игрушек», довольно легко увидеть некоторые параллели). Здесь есть самоубийство от осознания собственной бесполезности (кондиционер), случайное причинение боли другим (сцена с цветком), культура потребления (песня «новых» приборов), смех сквозь слезы (песня приборов из магазина запчастей) и некоторые другие замечательные вещи, которые вы имеете право списывать на СПГС, но только после того, как сначала посмотрите фильм сами. Впрочем, больше всего людей на западе помнят вот сцену.
Это кошмар главного героя, призванный показать его привязанность к хозяину и страх за него… а также, очевидно, подсознательную боязнь воды и… клоунов? Ну ладно, сны зачастую иррациональны и могут показывать потайные фобии. Тем более, конкретно этот клоун действительно вышел довольно жутким и колоритным – и это при том, что он произносит всего одно слово.
Однако же сцена, которая больше всего впечатлила лично меня, – песня сломанных машин на свалке «Worthless» («Бесполезные»). Сказать, что она мрачная – это… ничего не сказать. Гляньте сами
И да, каждая из них умирает. И не за то, что они совершили какое-то злодеяние, а просто потому, что они никому не нужны. Кто-то из них пытается сопротивляться, кто-то молча принимает свою судьбу, но все, так или иначе, станут маленькими металлическими кубиками… Окей, извините за эту дозу чрезмерного пафоса, продолжаем. Создатели выбрали самый удобный способ убить персонажа – сделать его машиной (попробуйте убить человека в детском мультике при условии, что это не родитель ГГ, ага). Оригинальный текст песни также довольно любопытный и наполненный отсылками, и его трудно не то, что перевести, но даже осмыслить, но об этом где-нибудь не здесь.
Еще один замечательный мультик про жестокое обращение с нелюдьми – «Escargore», на который я вообще наткнулся случайно и изначально не планировал сюда вставлять. Название происходит от французского «escargot» - улитка и «gore» - грубо говоря, расчлененка. Думаю, нетрудно догадаться, чему короткометражка посвящена.
Несмотря на неплохие элементы черного юмора, смерть каждой улитки все равно пускает мурашки по коже из-за хорошей анимации и реалистичной графики (естественно, ведь над короткометражкой работали 22 человека). И… в общем-то, это все, что я могу сказать. Посмотрите сами эту циничную новозеландскую картину о жестоком мире вокруг маленьких существ сами, много времени это у вас все равно не займет.
Ладно, хватит мучить другие виды и объекты, давайте уже помучаем хомо сапиенсов. Знаете, ведь многие русские народные сказки на момент создания были не такими уж и добрыми – неудивительно, учитывая, что создавались они не только для детей. Некоторые из этих историй могут удивить своей жесткостью и по сей день. Одним из лучших примеров такого будет сказка «Медведь - липовая нога»…
Медведь ревел, ревел, надумался и сделал себе липовую лапу; идет к старику на деревяшке и поет:
Скырлы, скырлы, скырлы, —
На липовой ноге,
На березовой клюке.
И вода-то спит,
И земля-то спит.
И по селам спят,
По деревням спят;
Одна баба не спит,
На моей коже сидит,
Мою шерстку прядет,
Мое мясо варит,
Мою кожу сушит.
Скырлы, скырлы, скырлы, —
На липовой ноге,
На березовой клюке.
И вода-то спит,
И земля-то спит.
И по селам спят,
По деревням спят;
Одна баба не спит,
На моей коже сидит,
Мою шерстку прядет,
Мое мясо варит,
Мою кожу сушит.
В интернете можно найти версии как и с хорошей концовкой, так и с мрачной (не знаю, какая из них родилась первой), а можно найти вообще отличные вещи (например, как эта). К счастью, в нашей мультипликации возможность экранизировать сказку в жестокой версии никому не выдалась, и имеются две адаптации. Первая - 1984 года, довольно добрая, и нас сейчас не интересует. Вторая – 1990 года, и именно ее вам лучше сейчас глянуть тут:
Авторам даже не пришлось прибегать к жестокой концовке, чтобы сделать мультфильм атмосферным и мрачным. На экране действуют одни лишь силуэты. На мозг постоянно давит стук часов, шуршание деревянной посуды и прочие приятнейшие звуки. С таким подходом вполне логично, что немаленькую роль тут играют символы – живая кукушка из часов, напоминающие пальцы ноги корни дерева, на которое опирается медведь, пролитое на пол молоко… Да, конечно, это не один из самых страшных советских мультфильмов. Но если бы я увидел его в детстве, не зная про разнообразие стилей и взглядов на творчество, когнитивный диссонанс у меня бы определенно наступил.
А вот, судя по комментариям, что я видел к перезаливам следующего видео, у детей, просмотревших его, похоже, диссонанс уже наступил. Кто сказал, что в России сейчас не может быть жуткой анимации? В 2007 году Фонд социально-культурных программ «Губерния» начал проект «Реанимация» - мультсериал из короткометражек, призванный рассказать о вреде алкоголя и наркотиков. Скажу честно, я практически ничего оттуда не смотрел (и превью-картинки на видео не очень располагают), но одна из серий, выпущенная в 2010 году, стала заметно популярнее, чем другие.
Короткометражка «Леденец» рассказывает о том, как мальчик на глазах у матери становится зависимым от светящегося зеленого леденца, и как эта зависимость постепенно уничтожает его в буквальном смысле (я думаю, метафора очевидна). Мультфильм выполнен в специфичной стилистике – неспешная анимация, цветовая гамма и вечно затемненные края экрана вкупе с историей создают по-настоящему гнетущую атмосферу. Зловещая музыка и те немногие звуки, что издают персонажи, этому тоже способствуют (звук облизывания чего-то неприятен сам по себе, и тут он встречается не раз и не два). Это, пожалуй, одна из тех вещей, которые в рамках анти-наркотической пропаганды действительно стоит показывать детям – тут нет слишком сильных для ребенка вещей, как в том же "Watership Down", но атмосферы хватит, чтобы вызвать отторжение к незнакомым людям, которые предлагают что-то купить.
Мы подбираемся все ближе и ближе к настоящим гротескным кошмарам. Мультфильм «Моя жена курица», про который я когда-то писал, содержит в себе определенные фрейдистские символы, но он едва ли сравнится с данной короткометражкой… «Бобби Йе» - мультфильм, выполненный полностью в стоп-моушене и номинированный на награду BAFTA (Британской академией кино и телевизионных искусств). Рассказывает он про причудливое рогатое существо, которое, похоже, и есть Бобби. По сюжету он крадет у ребенка некоего питомца (если это так можно назвать), приносит к себе домой, нажимает на таинственную красную кнопку на его теле, а дальше все становится очень плохо. Героя начинают преследовать сюрреалистические (да покруче, чем в «Застывшей гримасе») твари, причем во внешности многих из них нетрудно увидеть фаллические символы. Сперматозоиды, пальцы, половые органы, наросты на теле, оружия – все сливается в праздник фантасмагории, которая при дальнейшем рассмотрении может оказаться не такой уж бессмысленной. Пространство вокруг отражает либидо Бобби, его потайные сексуальные желания и чувство вины. Центральным символом становится красная кнопка – каждый раз, когда на нее так или иначе нажимают, происходит очередная гротескная трансформация, и главный герой оказывается в новой причудливой ситуации (это, кстати, один из немногих случаев, когда протагонист не бежит от монстров в страхе, а пытается дать отпор). Трактовать мультфильм и его визуальный ряд можно по-разному, и вы тоже можете попытаться. Только не спешите сразу кричать «Аффтар наркоман» - во-первых, это покажет вашу узколобость и ограниченность, во-вторых, эти крики следует попридержать для следующего, последнего на сегодня участника.
«Бобби Йе», конечно, очень креативно и изобретательно выполнен, и некоторые сцены вполне могут вызвать неприятные ощущения, но по большей части мультик меня не напугал. Но это не потому, что он нестрашный. Это потому, что я смотрел его почти сразу же после следующего «экспоната». Мне кажется, после просмотра этого фильма меня мало что в кинематографе вообще теперь может напугать.
Представьте себе фильм длиной примерно в полтора часа. Состоящий из трех сегментов-историй. Главными героями являются в основном дети, но некоторые взрослые персонажи тоже играют немалую роль. Невнятный и странный сюжет. Звуковое сопровождение, от которого порой хочется заткнуть уши. Ужасные эффекты и жуткие образы, которые вполне себе могут травмировать ребенка. Попытки пошутить, от которых становится только хуже. Какой фильм может быть настолько неприятен?
НЕТ, Я НЕ ОБ ЭТОМ. Я, в конце концов, рассказываю про анимацию.
Если честно, я понятия не имею, как этому фильму так долго удавалось ускользать от моего внимания. Вышел он в 2012, как раз в том году, когда я начал интересоваться жуткой анимацией. Рано или поздно я должен был наткнуться на это порождение больной человеческой фантазии и рассказать о нем вам.
«Куда покойники уходят умирать».
Ну… С чего бы начать? Наверное, с того, что часто, когда говорят про хоррор-мультфильмы, вспоминают «Коралину» или «Кошмар перед Рождеством». Может, они хорошие сами по себе, но в сравнении с этим фильмом по-настоящему понимаешь, насколько они нестрашные. Если «Человеческая многоножка» или «Сербский фильм» кажутся вам отвратительными, то мне трудно представить, как вы отреагируете на это творение. «Куда покойники уходят умирать» - независимый хоррор-мультфильм от Джимми Кримера, который выступал сценаристом режиссером, аниматором и даже озвучил главного антагониста. Впрочем, если заглянуть на страничку фильма на Кинопоиске или Википедии, можно обнаружить, что в создании участвовали и другие люди, имена которых вы никогда до этого не слышали (а чего вы хотели от артхауса?).
Мультфильм, как я уже говорил, разделен на три истории, которые кое-как связаны между собой чем-то, напоминающим сюжет. Я любезно вырезал по кусочку из каждой истории и теперь выкладываю их сюда, чтобы вы сами оценили.
А теперь представьте 95 минут такого.
И теперь, когда вы уже схватились за клавиатуру и принялись печатать «АВТОР НАРКОМАН ЧО КУРИЛ», я отвечу: не курил, а ел. Джимми сам признавался, что делал этот фильм, будучи под кайфом от печенья с марихуановой начинкой. Опыта в анимации у него раньше не было, поэтому модельки и движения персонажей смотрятся так странно – он использовал Microsoft Kinect и учился в процессе создания фильма. Оттого анимация и выглядит такой плохой и непроработанной. На мой взгляд, это, впрочем, только добавляет картине сюрреалистичности и местами даже создает эффект "зловещей долины". Большую часть экранного времени демонический пес Лабби проводит персонажей (и нас) через кавалькаду кошмарных образов и изображений, а за ним постоянно следуют таинственные черные фигуры с грубо наложенными реальными ртами и глазами. Ужасы ждут зрителя, однако, не только в психоделических путешествиях, но и в обычной жизни персонажей, которая тоже далеко не благополучная. В общем-то, в фильме так много мрачных и жутких вещей, что маньяк, который убивает людей в церкви и крадет их воспоминания – один из самых приятных персонажей (особенно учитывая религиозные мотивы фильма и то, кем он оказывается в конце). Конечно, порой кажется, что фильм вываливает на тебя уже слишком много непотребств и мрака, и тогда это все просто перестает шокировать, но режиссер так или иначе находит выход и постоянно добавляет к уже имеющимся кошмарам что-то новое.
Фильм, кстати, есть в интернете в свободном доступе, причем даже переведен на русский: Вконтакте. Не ручаюсь за качество перевода, но вы можете посмотреть, если у вас вдруг возникнет дикое желание.
А знаете, что самое лучшее? Буквально на этой неделе, 15 января, выходит новый анимационный фильм того же режиссера - «Where Black Birds Fly» (приблизительно это можно перевести как "Куда летят обдрозды", т.к. "black birds" в английском - это сразу "дрозды" и сленговое обозначение амфетамина).
Ооо дааааа.
Что ж, я думаю, на сегодня это все. Надеюсь, вы получили удовольствие, открыли для себя что-то новое или хотя бы дочитали до конца. А, может, просто написали какой-нибудь глупый коммент типа «страшна смареть но +», не знаю. Надеюсь, в ноябре 2016 я не буду опозданцем и найду что-нибудь еще. И запомните: корчить рожи, пресмыкаться, употреблять наркотики без разрешения и нажимать на красные кнопки – это плохо. Потому что ОН НАБЛЮДАЕТ ЗА ВАМИ. И ОН ВАС ЛЮБИТ.
ОН НАБЛЮДАЕТ ЗА ВАМИ. И ОН ВАС ЛЮБИТ.
Новость отредактировал YuliaS - 20-06-2016, 15:31
Причина: Добавлен раздел "Лучшие истории сайта".
Ключевые слова: Мультфильмы creepy СССР психодел наркотики авторская история